Как учить ребенка молиться

Зачем все это нужно

Мой ответ таков: мне очень хочется, чтобы мой ребенок смог построить собственные отношения с Богом. Чтобы он знал, что в мире, кроме мамы, папы и других родственников, есть любящая нас сила. Которая помогает в пути, наставляет и подсказывает. Которая одаряет нас порой больше, чем мы заслуживаем на данный момент. И, если посылает уроки, то обязательно важные и нужные, которые необходимо пройти.

Что ни один из нас не бывает одинок и беззащитен. Что в мире живут миллионы людей, которым сейчас может быть хуже, чем тебе, но они не сдаются и не скатываются в уныние. Что, пройдя свою пустыню, мы обязательно обретаем что-то большее, чем когда-то потеряли. Даже если было больно. А еще, что любовь и уважение, и поддержка творят чудеса.

Что в минуты, когда очень нужно принять решение или просто выговориться, стоит поговорить с Богом. А еще – ежедневно и от всей души его благодарить. За каждый день и каждый миг. И не обязательно заученными словами. Но вот просто от души.

И да, я не хочу рассказывать сыну о том, что на небе сидит седой старик и карает нарушителей, которые не молятся и не соблюдают пост. Ведь я знаю точно, что Бог – это самое любящее в мире создание. Его любовь огромна и бесконечна. А уроки, хоть порой и строги, но всегда справедливы. И у него нет других рук для сотворения добрых дел, кроме наших собственных. А это значит, что нужно не только молиться и просить, но и с благодарностью действовать.

Ведь цель родителя, как мне видится, – помочь малышу вырасти уверенным в себе, ответственным, целостным человеком, с оптимистичными взглядами на жизнь и верой в чудеса. Да-да, ведь они в нашей жизни случаются нередко, стоит только открыть сердце новому!

От первой детской молитвы до чтения правила

Еще очень хорошо помню, как молилась в третьем классе, чтобы хорошо написать все контрольные. История была весьма интересной. Во втором классе нашу школу покинула первая учительница. Начальство решило на ее место поставить… мою маму. Надо сказать, что она никогда не давала поблажек, но почему-то все дети думали, что мне завышают оценки.

В конце года мама на три недели поехала на плановые курсы повышения квалификации. На замену пришла новая учительница. Тогда я очень сильно молилась, чтобы получить хорошие оценки. Ведь если нет, то все подумают, что мама специально завышает мне оценки. А это ведь не так! Мама очень справедливая…

Целых две недели третьеклассница доставала с полки родительский молитвослов и читала уже не совсем детские молитвы, а утреннее и вечернее правила. Без сокращений, как часто сейчас. Господь свидетель, очень мало понимала. Но делала это настолько усердно и благоговейно, с такой верой, что Бог меня услышит! Сейчас я скучаю по этому духовному состоянию… Как и по тому, когда проснулась среди ночи из-за кошмара с Бабой-Ягой.

И Бог действительно меня услышал. Все контрольные — на пятерки, а по математике только в моей работе (точно Ангел-хранитель подсказывал) не нашлось ошибок.

Хорошо помню, как родители поехали в Почаев, а мы с братом долго дожидались их приезда и рассказа о маленькой пещерке, в которой молился святой Иов.

Через несколько лет вместе с папой мы тоже побывали на этом святом месте. Я молилась, чтобы забраться в пещерку и выбраться из нее. А еще два дня по прибытии домой я все равно находилась там.

Как учить ребенка молитьсяВозможно, я слишком много времени уделяю детским воспоминаниям. Но этим хотела донести только две мысли:

  • не знаю, каким был бы мой путь к вере, если бы не пример родителей;
  • в детстве молиться получается намного легче и искреннее, грехи не обременяют.

Укрепить, а не сломать

— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.

— А что должно его составлять? Какие молитвы?

— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве

Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы

Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей

Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно

Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять

Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства

Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка

Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш»

Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви

Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям

С молоком матери

— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.

Всю жизнь наполнять молитвой

— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.

— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Детям о послушании из опыта преподавателя Воскресной школы

(9 голосов: 4.8 из 5)

Очень часто, рассказывая детям что-либо о Боге, о православии, о благочестивой жизни, родители и преподаватели допускают грубую и непростительную ошибку.

Ошибка заключается в том, что мы забываем об особенностях детского восприятия информации, забываем о небольшом жизненном опыте ребёнка и в итоге объясняем достаточно сложные вещи весьма заумным языком. При этом нам кажется всё простым и логичным, но взрослая «простота» в лучшем случае не находит отклика в детском сердце и не остаётся в чистой душе, а в худшем – приводит к внутреннему протесту со стороны маленького христианина.

Одним из злободневных вопросов, который мы с завидной регулярностью стараемся объяснить нашим детям, является вопрос о послушании

Говоря о послушании как таковом, не стоит усиленно концентрировать внимание ребёнка на том, что «надо слушаться», «непослушание – это твой главный грех», «не забудь на исповеди сказать батюшке о непослушании». Если ребёнок поймёт, что такое настоящее послушание, то у него никогда не возникнет сомнения в том, что ситуации, когда он не слушается, являются неверными и греховными

Здесь важны два основных момента, которые должны быть поняты и приняты ребёнком.

Первый момент заключается в происхождении послушания. По сути своей послушание – это самое первое задание, которое дал Бог Адаму и Еве. Для чего нам даются задания? Чтобы чему-то научиться. Бог хотел научить человека доверию. Доверие – это твёрдая уверенность в том, что Бог, родители, учителя, наставники знают многое и, когда дают какое-либо задание, то искренне желают только добра. Но первые люди, вкусив запретный плод, не справились со своим заданием. И только из этого проступка появилось множество других неверных действий: боязнь наказания, попытки обмануть Бога и спрятаться от Него, нежелание попросить прощения, перекладывание вины друг на друга… Конечным результатом явилось изгнание из рая. И дело тут не в том, что Бог строг, а в том, что нашим прародителям, которые не справились с заданием, не научились доверию, стало бы невероятно трудно жить в раю. Ведь как можно жить в одном месте с Богом, Которому не доверяешь? Поэтому Бог решил дать человеку, если он захочет, возможность в земной жизни научиться доверять своему Творцу, а потом уже жить вместе с Ним в райских обителях.

Второй момент – само понятие послушания. Для того чтобы доступно объяснить его, следует вместе с ребёнком разобрать слово по составу. Тогда получится, что по–слушание – это действие, которое совершает человек после того, как у–слышит, что ему говорят и что от него хотят увидеть. Услышать бывает очень трудно. Трудно не только потому, что нам не хочется что-либо выполнять, но и потому, что взрослые тоже могут ошибаться и в неправильной форме излагать свои мысли. Например, пришёл усталый папа с работы. А тут из комнаты выбегает взмыленный Петя и всем своим видом показывает, что сейчас самое главное для него – игра, но при этом уроки-то у него ещё не сделаны. Папа быстро оценивает ситуацию и сразу с раздражением кричит: «Ну-ка, иди быстро делай уроки!» Что первое почувствует Петя, если он еще не научился послушанию? Он почувствует обиду. Но ведь именно в этом и заключается настоящее по-слушание, что даже через папино раздражение, через папину усталость, Петя должен у-слышать, что папа искренне не желает ему зла и расстроен тем, что сын не сделал уроки.

Таким образом, по-слушание – это полезное задание, которое направлено на то, чтобы научить нас чему-либо. А чтобы правильно выполнить это задание, нужно суметь услышать то, что нам говорят старшие. Ведь они говорят с нами из своего опыта и искренне желают нам только добра.

Первые детские воспоминания

До сих пор помню, как вместе с мамой учила «Отче наш». Тогда почти целый день лил дождь, грохотал гром и блистала молния. А я повторяла слова первой молитвы. До этого слышала ее и в храме, но больше различала только отдельные фразы. Потом мы вместе учили еще «Богородице Дево». А еще мама говорила, что на ночь нужно целовать крестик, и крестила мне подушку.

Однажды вечером я не помолилась. А ночью приснился кошмар — какая-то Баба-Яга пыталась догнать меня. Как сейчас помню: в ужасе проснулась, сердце стучит, а детская молитва так и льется…

Помню, как мама вела меня с братом ко Причастию. Мы тогда еще не то что не осознавали суть Таинства, а даже не понимали, почему нельзя было с утра кушать шоколадные конфеты.

Также хорошо помню, как постилась в первый раз. В памяти не отложилось, сколько мне тогда было лет. Но родители объясняли, что сегодня — праздник усекновения главы Иоанна Крестителя. Помню, как по-детски переживала историю Иоанна Предтечи, а вечером мама с любовью налила мне тарелку грибного супа.

Никогда не забуду, как первый раз исповедовалась. Перед тем бабушке рассказывала, что насчитала у себя семь грехов. Начинались они словами: «Не слушалась маму, не слушалась папу, не слушалась дедушку, не слушалась бабушку», — уже четыре.

Как учить ребенка молитьсяТакже вспоминается, как тетя подарила детскую Библию. Если раньше мама рассказывала отдельные истории, то теперь я могла читать их сама. На свечном ящике в храме мне очень понравилась обложка книги «Моника, мать блаженного Августина». Помню, как попросила маму ее купить. Да, книга совсем не детская, да и читала я еще плохо, но родители не отказали мне в подарке. Я даже по-своему ее «освоила». Хотя содержания не помню, надо будет в самом деле перечитать. Это была первая духовная книга после Библии.

Вступление

У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.

Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.

Как учить детей молитве

Когда дети способны учиться молиться — надо приучать. К сожалению, эта беда не малышей, а взрослых, которые себя должны приучать общаться с Богом. Если мы не будем уметь молиться, то такими и останемся.

Как учить ребенка молиться
Как научить ребенка молиться

Научать себя нужно с самой краткой молитвы: «Господи! Помилуй меня грешного!». Ее можно совершать, когда мы сидим, стоим, идем, лежим

Но нужно произносить с вниманием и сердечным участием. Каждому из нас есть чему помолиться Богу

На самом деле молитва — мост между человеком и Богом. Это великое благо для души человека. Дети идут по стопам родителей: не умеет молиться взрослый, не научится этому и ребенок. Если мы верим, что Бог есть любовь, то Он готов дать нам всё. И если не получаем, то только по очень простой причине — нельзя дать.

Правильно молиться всей семьей. Очень важен опыт совместной молитвы в семье. Семья — это малая церковь. Но общее молитвенное правило для детей должно быть небольшим, неутомительным: Трисвятое, Отче наш, молитва Ангелу-хранителю. Чтобы общая молитва занимала для неприученных еще детей — минут пять. По мере возрастания этой привычки время увеличивается до 10 минут — никак не больше.

Важно: если малыш не хочет молиться — нужно молиться при нем, чтобы малыш смог подойти к вам и послушать. Если он увидит, что это дорого для вас — рано или поздно ребенок присоединится к вам

У всех это происходит по-разному. Если дети не хотят молиться — не заставляйте! А сами начинайте молиться. Если не хотят молиться настолько, что мешают вам — то это повод уже огорчиться. Дети сами должны делать выбор. Это совершенно верно. Но мы не должны им в этом выборе мешать.

Мы можем представить им картину жизни ту и другую, чтобы картина была шире можно сводить ребенка в храм. Чтобы они увидели церковь уже сейчас, а потом решали о своем выборе. В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва:

  • перед всякой едой и после нее;
  • перед началом занятий и после них;
  • перед выходом из дома;
  • перед началом всякого дела.

Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну, они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую охранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Важно: если мы себя не будем приучать молиться, то, какими мы были, такими и останемся. Нет религии в том человеке, который не молится

Ум человеческий соединяется с Богом только в молитве.

Видео о необходимости учить детей молитве

Как научить ребенка молиться

Конечно, важно, чтобы ребенок с ранних лет принимал участие в жизни семьи, в том числе и в молитвенной ее части. Если Вы сами ходите в церковь, молитесь перед иконами, исповедуетесь, причащаетесь, приобщайте и ребенка к таким обрядам

Очень важно, чтобы Вы сами полностью понимали весь смысл действий – для чего и зачем это нужно? Тогда Вам не составит особого труда объяснить все это подрастающему чаду. Ведь ему тоже интересно, зачем нужно молиться и ходить в церковь.

Если же Вы молитесь дома, а храм посещаете лишь по праздникам, тоже разговаривайте с ребенком на тему веры. Пусть он видит, как Вы молитесь, а после этого становитесь спокойной и умиротворенной. Тогда у него тоже будет стимул и желание подражать Вам. И вообще, в этом деле, как и в большинстве других, мы можем учить детей только собственным примером, и никак иначе. Бесполезно напутствовать советами и уговорами, или, еще чего хуже, страшилками, что «Бог все видит и накажет, раз ты не молишься». Если Вы сами не соблюдаете такую традицию, не ждите ее от ребенка, особенно маленького.

Но если же в семье родители молятся, разговаривают о Боге и вере, малыш с самого детства принимает такую же модель поведения. Ведь он растет уже в поле Вашей веры. А, значит, с детства учится прощать, принимать, слушать, уважать других, любить бескорыстно. Согласитесь, это очень важные умения, правда?

Священное Писание о целомудрии и чистоте

ЦЕЛОМУДРИЕ

а) заповедано: «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

б) заповедуется и во взглядах: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

Побуждение к целомудрию: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Святые отцы о целомудрии и чистоте

Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и
бездушных, словесных и безсловесных.

Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

«Признак чистоты – веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

«Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

«Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

«Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

«Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

«Целомудрие в старости — уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: