Церковь Покрова на Нерли описание, фото

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Церковь Покрова на Нерли описание, фото

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Церковь Покрова на Нерли описание, фото

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Грифон, несущий лань

Церковь Покрова на Нерли описание, фото

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Каменных дел мастера кто построил

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси

С одной стороны отчетливо прослеживается стремление зодчих показать конструктивную основу здания его мощные, но пластически мягко обработанные столбы, промежутки между которыми снаружи заполнены гладкими стенами. Со стороны фасадов эти столбы превратились в многоступенчатые пилястры, к которым приставлены декоративные, ничего не несущие колонки. Вертикальные тяги на апсидах, как и вертикали колонок аркатурного фриза, обрамление окон и порталов по-своему продолжают и варьируют этот мотив.

Второй лейтмотив как бы противопоставлен первому, но вместе с тем и тесно связан с ним. Мотив полукружия арки не только царит в архитектуре храма, но и привносит в нее полную законченность и пластическую цельность. Далее этот мотив переходитв арочный колончатый фриз, членящий горизонтально стены храма на половине их высоты и украшающий верх апсид. Встречается он и в верхних частях проемов окон, и в плавных очертаниях, венчающих стены закомар. Наконец, он находит себе место и в обработке барабана главы с ее некогда низким шлемовидным куполом, близким той же форме полукружия. Этот храм является свидетельством того, что на Руси и в древности работали гениальные, неизвестные нам мастера.

Рубрика: История, Религия —

Метки: Клязьмы, Нерли, Храм Покрова, церковь  наверх  

Церковь Покрова на Нерли

Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игуменБоголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны.

Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на тронецарь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм является подворьемБогородице-Рождественского монастыряВладимирской митрополии.

Особенности Покровского храма

Покровский храм находится в Московской области в городе Волоколамск. Он является бывшим соборным храмом девичьего Варваринского монастыря, который был упразднен в 1764 году. В честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы был освящен главный престол. Также у него были южные пределы, представляющие собой отдельную пристройку Успения Пресвятой Богородицы. Пределы – северный находились в трапезной, они посвящались святому мученику Уара, а вот великомученице Святой Варваре была посвящена южная сторона. Посмотрите на пирамиду в Московской области.

Вначале Покровская церковь являлась соборным храмом, которая относилась к девичьему Варваринскому монастырю. В семнадцатом веке на монастырской территории находились две церкви великомученицы Варвары и Успения. Мать Петра Первого царица Наталья Нарышкина приказала построить каменный храм в 1695 году. В Покровском соборе находились древние иконы великомученицы Варвары, которые относились к 15-16 векам, а также к 16 веку относилась икона Успения Божьей Матери. В Волоколамске великомученицу Варвару почитают святой мученицы Иулиании Волоцкой, которая была супругой князя Бориса Васильевича. В один день празднуется память об этих женщинах. Скорее всего, поэтому этих святых часто изображают на единой иконе.

После упразднения Варваринской церкви в 1764 году приходской церковью стал Покровский собор. Перед тем, как церковные земли были секуляризованы в том же году, к монастырю относилось село Горсткино, сегодня называемый Лотошинским районом. На юге храма в 1806 году был достроен Успенский придел. Здание трапезной расширили в 1870 году, и только через восемь лет надстроили колокольню по проекту архитектора Дмитриева.

Даже в советский период Покровский храм продолжал свою деятельность. В Волоколамске Покровский храм является единственным храмом, где всегда протекала богослужебная жизнь. А в самом районе храм является одним из двух религиозных учреждений. Владимир Покровский, священник храма, в 1932 году был отправлен в ссылку в Казахстан. Но он вернулся в Волоколамск уже через три года, и продолжил служить и жить в Покровской церкви. Однако, к сожалению, церковный староста Матвеев К. Н. и диакон Владимир Осташевский были убиты.

На сегодняшний день в Покровском храме особого внимания заслуживает икона Божьей Матери, которая была привезена из Знаменского храма, что в селе Корневское. Также стоит отметить икону великомученицы Параскевы-Пятницы и казанскую икону Богородицы, их привезли из села Ярополец, где находился Казанский храм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: