Знаменский собор на Варварке

Главная святыня икона Казанской Божией Матери

Казанская икона на протяжении многих лет была религиозным светочем православного русского народа, символом высшего покровительства для воинов. Петр Первый молился ей перед Полтавской битвой, Михаил Кутузов просил у нее защиты во время войны с французами. Выгоняя с родной земли поляков, русские войска несли с собой списки с иконы, а победив врага, славили Казанскую Божию Матерь.

Храм на сегодняшний день является действующим. Вход в него находится со стороны Красной площади. Посещение свободное с 8:00 до 20:00. Службы совершаются по воскресеньям и православным праздникам с 7:00 до 10:00.

Знаменский собор на Варварке

Знаменский собор на Варварке

Знаменский собор на Варварке

Знаменский собор на Варварке

Знаменский собор на Варварке

Сайт: kazanski-sobor.ru

Ближайшая станция метро: «Площадь Революции», «Театральная», «Охотный Ряд».

Адрес: ул. Никольская, 3, Красная площадь, Москва, Россия.

Карта расположения:

ГУМ

  Храм Василия Блаженного

Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву

Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Памятник Юрию Долгорукому

Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…

Памятник А.С. Пушкину

6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…

Театральная площадь

Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства

Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

Поделиться ссылкой:

храм казанской иконы в коломенском

Знаменский собор на Варварке

С XV в. с. Коломенское было царской вотчиной. Храм на высоком подклете с шатровой колокольней построен в 1649-1653 гг. при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани. Соединялся переходом с деревянным царским дворцом, который за ветхостью был разобран в XIX в. В 1941-1942 гг. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Чудотворная икона Божией Матери «Державная» (обретенная 15 марта 1917 г. и возвращенная в храм 27 июля 1990 г.); чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в).

  • протоиерей Владимир Гонтар — настоятель
  • иерей Алексий Моисеев
  • иерей Феодор Романенко
  • иерей Тимофей Куропатов

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечерня, утреня — в 17.00, по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 18.00, по воскресеньям в 17.00 — водосвятный молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери, в пятницу — молебен с акафистом иконе Божией Матери «Державная».

Храм открыт с 7.30 до окончания вечернего богослужения.

Действуют воскресная школа и библиотека. Имеется баптистерий для крещения взрослых.(Южный округ)

В 1651 г. при царе Алексее Михайловиче был освящен семикупольный храм с шатровой колокольней, на высоком подклете, вошедший позднее в состав деревянного царского дворца. В 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание. ежедн. Литургия в 8 ч. вечерня, утреня в 17 ч. по воскр. и праздн. — две Литургии в 7 и 10 ч. накануне всенощное бдение в 18 (зимой в 17) ч.

Духовенство:

Настоятель — прот. Святослав Юримский, прот. Николай Михнюк, иерей Сергий Степанов, иерей Сергий Дементьев.

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Знаменский собор на Варварке

В 1993 году был восстановлен храм Казанский иконы Божией Матери на Красной площади. Эта церковь не просто с богатой историей, она – один из символов истории Москвы в целом. Сам князь Дмитрий Михайлович Пожарский выделил средства на строительство Казанского храма.

Неудивительно, что церковь была освящена в честь Казанской иконы, ведь именно этот образ стал главной святыней народного ополчения Минина и Пожарского. Икону торжественно вносили в каждый освобожденный город, в том числе и в Москву.

После победы над польскими захватчиками Пожарский выступил инициатором строительства Казанского храма недалеко от кремлевских стен. Деревянный храм появился в 1632 году.

Церковь Казанской иконы Божией Матери сразу стала главной святыней Китай-города и частью грандиозного ансамбля, спаянного единым идейно-образным и историко-мемориальным содержанием. От него до Лобного места сделали гладкую деревянную мостовую, которую называли «Красный мост».

По одной из версий, именно поэтому площадь перед храмом тоже стала называться Красной. Получается, есть вероятность, что именно Казанская церковь дала название главной площади нашей страны.

К середине XVII века перед храмом были построены новая паперть и колокольня, а в конце столетия появилось великолепное парадное крыльцо, увенчанной главкой. До XVIII века Казанская церковь представляла собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырехъярусной горкой килевидных кокошников.

Храм лишился декора и колокольни XVII века, галерей и южного придела Гурия и Варсонофия.

Храм находился в самой гуще оживленной московской торговли, и купцы его обстроили лавками. Во время нашествия на Москву Наполеона, по сообщениям очевидцев, в алтарь храма втащили мертвую лошадь и положили возле престола. При взрыве Никольской башни французами церковь была частично разрушена.

Но, в отличие от многих других московских храмов, Казанский собор уцелел в огне французского пожара. В 1818 году в центре Красной площади установили памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Церковь при этом получила новый акцент, наметилась новая важная ось – от памятника к Казанскому храму.

В 1860-е годы колокольню надстроили третьим ярусом.

После революции планировалось проведение реставрации под руководством прославленного реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который хотел вернуть Казанской церкви предполагаемый первоначальный облик.

После Великой Отечественной войны павильон убрали, но туалет сохранялся до 1980-х годов.

В 1990 году состоялась закладка нового Казанского собора. К счастью, перед разрушением Барановский успел сделать обмерные чертежи старого храма. Символично, что Казанская церковь была восстановлена учеником Барановского архитектором Олегом Игоревичем Журиным.

Сегодня храм предстает перед нами в своих старинных живописных формах и с прежней глубокой символикой. Казанский храм – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

Собор Пресвятой Богородицы 

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Собор Пресвятой Богородицы: икона

Знаменский собор на Варварке

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

Реконструкции и поновления

Вся история собора – это долгая цепочка многочисленных изменений, пристроек и перестроек. В 60-х годах XVIII в. княжна Долгорукова пожертвовала крупную сумму денег на его реконструкцию. В этот период разобрали придел святых Гурия и Варсонофия, который пришел в упадок и не подлежал ремонту. Убрали и Аверкиевский придел по решению духовенства, т. к. службы в нем давно не велись. Верхние торговые ряды перестроили таким образом, что с Красной площади уже не было панорамы собора. Лавки купцов буквально «облепили» нижний ярус колокольни.

В нулевых годах XIX в. разобрали старую шатровую колокольню и на ее месте через пару лет выстроили новую двухъярусную, а затем и трехъярусную. Еще через полвека архитектор Козловский разработал проект отделки фасадов храма в классическом стиле. Все это лишило архитектуру здания индивидуальности, и оно стал похоже на тысячи других церквей, разбросанных по всей России.

В спокойную и размеренную жизнь собора время от времени врывались неординарные события. Так, когда французская армия вошла в Москву, икону Казанской Божией Матери усилиями протоиерея удалось спрятать в надежное место. Однако французы ухитрились втащить в священный храм мертвую лошадь и водрузить ее на место выброшенного престола.

Летом 1918 г. в стенах церкви патриарх Тихон произнес проникновенную проповедь о расстреле царской семьи. В том же году собор понес невосполнимую утрату: главную святыню – список с иконы Богородицы – похитили.

В середине 20-х годов ХХ в. взялись реставрировать сооружение на средства прихода. Руководил работами архитектор Барановский, в результате чего собору постарались максимально вернуть его исторический облик. Насколько достоверным получился результат, судить трудно из-за недостаточности документальных материалов. Дело в том, что на сохранившихся изображениях прошлых веков храм выглядит по-разному.

Работы по реконструкции еще не завершились, как был готов новый приказ о сносе культового сооружения. Как и многие другие храмы, Казанский оказался не нужен большевикам, тем более что он располагался на краю Красной площади. По разумению новых властей, это место гораздо больше подходило для проведения торжественных демонстраций трудящихся и военных парадов. Барановский, узнав об этом, успел выполнить обмеры собора и составить чертежи. Все они впоследствии пригодились.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: