Храмы Русской Церкви до и после реставрации фото

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.Храмы Русской Церкви до и после реставрации фото

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.Храмы Русской Церкви до и после реставрации фото

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.Храмы Русской Церкви до и после реставрации фото

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.Храмы Русской Церкви до и после реставрации фото

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Крест

Ппочитание
креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском
искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что
в античности крест воспринимался как орудие пытки и воспроизводить его как
символ казалось слишком жестоко. Изменение отношения к кресту связано с именем
императора Константина Великого, которому, по преданию, перед решающей битвой с
Максенцием в 312 г. На небе явилось знамение креста со словами “сим
победиши”. Константин Великий приказал изобразить знак креста на своих знаменах
и действительно победил. Позднее, в 327 г. его мать, благочестивая царица
Елена, предприняла паломничество в Иерусалим с целью отыскать подлинный Крест,
на котором был распят Христос. Обретение сопровождалось чудесами, в частности,
воскрешением мертвого. Обретенный крест был поставлен — “воздвигнут”
— в центре Иерусалима, в честь чего Церковью был установлен праздник
Воздвижения (празднуется 27 сентября по новому стилю). После этого крест стал
символом победы в широком смысле — победы над смертью, знак духовного
ограждения от воздействия злой силы. Крест сопровождает христианина всю его
жизнь — от купели крещения до могилы. Наиболее характерная для Православия
форма креста — восьмиконечная — с двумя горизонтальными перекладинами и одной
наклонной. Однако признаются и другие формы.

Наша
современная форма крестного знамения совершается следующим образом. Три пальца
соединяются как знак единства Лиц Святой Троицы, два, символизирующие
Божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа, объединенные в
Воплощении — прижимаются к ладони. Крест кладется на лоб, на “вздох”,
где кончается грудная клетка, затем на правое и левое плечо. До реформы
Патриарха Никона пальцы складывали не так. Три, первый, четвертый и пятый,
объединялись, а второй и третий образовывали буквы I С — Иисус. Католики
крестятся всей рукой и слева направо. Армяне, копты крестятся одним пальцем,
символизирующим Единого Бога.

Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он увенчивает купол, в
самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь — чаша для причастия,
сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д.
Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника
в храме всегда можно узнать по наперсному, нагрудному кресту. Православный
обычай — после окончания службы обязательно приложиться к кресту, который
специально для этого выносит священник или к Распятию. Распятие — это Крест с
изображением распятого Христа.

Чтимые
изображения креста нередки и в самих храмах. Например, в московском храме иконы
Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе находятся искусно
вырезанное деревянное Распятие XVIII в. и крест, некогда стоявший в часовне у
Крестовской заставы на месте, где московское духовенство в 1652 г. встречало
мощи Святителя Филиппа, перенесенные из Соловецкого монастыря. В этом же храме
есть крест-мощевик с мощами многих святых. В храме Преподобного Сергия в
Крапивках хранится кипарисовый крест, сделанный по благословению Патриарха
Никона в память его чудесного спасения от бури у берегов Кий-острова. Этот
крест является копией Креста Господня.

“Поклонные”
кресты часто устанавливаются на месте каких-либо знаменательных событий. В
северо-западных районах России, где много природных валунов, оставшихся от
ледникового периода, очень распространены кресты, высеченные из камня. Они
встречаются почти повсеместно, некоторые из них почитаются особо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: