Благодать

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

А чудо ли

Сама церемония действительно прекрасная – появлению Огня предшествуют вспышки света и молний в самом храме, помимо огня на церковь сходит роса, а верующие могут по нескольку часов ожидать схождения Огня, молиться, просить Господа о прощении. А когда Огонь все таки зажигается – люди в храме радуются, веселятся, поздравляют друг друга, передают огонь из храма на площадь, затем его везут в разные страны и на разные континенты. Ибо вынос Благодатного Огня символизирует выход из Гроба Света истинного, то есть воскресшего Господа.

Конечно же, по этому поводу ходит множество противоречивых теорий и гипотез. Самая распространенная – церковники сами зажигают огонь и представляют его, как чудо.

Говорят, что патриарх Иерусалимский якобы тайно проносит с собой зажигалку. Ходят слухи, что в храме спрятана лампада с готовым огнем еще за неделю до Пасхи, и это совсем не чудо. Либо, если верить некоторым преданиям, эта тайная лампада чудесным образом зажглась где-то в V веке, и с тех пор священнослужители поддерживают ее горение. Иными словами, Благодатный огонь действительно чудесным образом сходил, но лишь однажды.

Одна из последних версия – интервью представителя армянской патриархии Самуила Агояна, который рассказал, что ничего сверхъестественного в Благодатном огне нет и его зажигают от специальной масляной лампады. С давних пор чудо пытаются разоблачить, во все времена оно поддавалось критике,  многие пытались доказать искусственное происхождения огня. Например, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с заявлением о несогласии по поводу Благодатного Огня. Некоторые арабы пытались доказать этот факт, но безуспешно. Исламский историк Бируни  описал случай, когда арабское руководство приказало заменить в храме все фитили на медную проволоку, в надежде, что лампады не загорятся и чуда не произойдет. Но огонь все-таки сошел и загорелась даже медная проволока.

Представители османской империи даже устраивали обыски Кувуклии и всего Храмового комплекса. Католики неоднократно инициировали обыск карманов Патриарха на наличие предметов, из которых можно добыть огонь. До сих пор весь процесс контролирует полиция и духовенство разных конфессий и разных стран. Но чудо так и осталось чудом, не смотря на то, что происходит на глазах у десятков тысяч людей, в том числе и учёных. Никто так и не смог доказать, что огонь добывается с помощью каких-то приспособлений, средств или веществ.

Всеобщность благодати

Благодать изливается на всех… но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, по справедливости должны самим себе приписывать вину за такое ослепление (42, 58).

Благодать готова и ищет, кто бы принял ее с усердием (38,67).

Как солнечные лучи светят каждый день и не истощаются, и свет их не уменьшается от излияния на многие предметы, так и сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих ее (42, 232).

Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши (41, 689). Источник.

Благодать подобна источнику, состояние же приступающих к ней является сосудом, определяющим меру, в какой каждый ее вмещает. Святитель Иоанн Златоуст (42, 757).

Говорит божественный апостол: «Вы – Тело Христово, а порознь члены» (1Кор. 12, 27) и еще: «Одно тело и один дух» (Еф. 4, 4). Но как тело без духа мертво и бесчувственно, так и умертвивший себя страстями и пренебрежением к заповедям после Крещения, бывает бездействен, потому что его не просвещает Святой Дух и благодать Христова. Хотя он имеет Духа по вере и возрождению, но Дух в нем бездействен и недвижим из-за его душевного омертвения. Душа у нас одна, а членов у тела много, но душа все их хранит, животворит и приводит в действие все члены. Однако животворит она те члены, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо причине омертвели, хотя и содержит, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, пребывая во всех его членах Христовых, движет и животворит те из них, которые могут быть причастны жизни, но не те, которые не способны к ней. Таким образом, всякий верный, хотя по вере и причастен усыновлению духовному, может оказаться непросвещенным из-за нерадения или неверия, лишаясь света и жизни Иисусовой. И всякий верный, хотя, как член Христов, имеет Духа Христова, может остаться бездейственным, как неспособный к причастию благодати. Святитель Григорий Синаит (70, 231).

Дух Святой пребывает во всех. Но собственную Свою силу Он обнаруживает в тех, кто чист от страстей, а не в тех, у кого душа омрачена греховной нечистотой. Кроме же чистоты им нужно сохранять духовное равновесие. Ибо чист не тот, кто только не нарушает целомудрия, но тот, кто мудрование плоти подчинил духу. Как не на всякой поверхности видно отражение лица, а только на гладких и прозрачных, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, не имеющих в себе ничего непокорного, развращенного. Снег блестит, но не отражает тех, кто на него смотрит, потому что шероховат; молоко бело, но не имеет отражений, а на гладкой поверхности воды отчетлив даже темный образ. Так и неровность жизни неспособна к восприятию Божия действия. Святитель Василий Великий (5, 8).

Как источник не мешает желающему черпать из него, так и сокровище благодати никому не возбраняет стать его причастником (25, 366). Источник.

Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Преподобный Ефрем Сирин (26, 478).

Благодать предваряющая и просвещающая

Успех проповеди зависел не от апостолов, но от предшествующей им благодати. Хотя их дело было ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действующий в апостолах. Так и апостол Лука сказал, что «Господь отверз сердце» их(Деян. 16, 14) (113, 426).

Благодать Всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца. Святитель Иоанн Златоуст (39, 739).

Ангел сказал Корнилию сотнику, язычнику по природе: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10, 4). Если милостыни Корнилия пришли на память пред Богом, то есть приняты в благоволение Божие, то они должны быть чистые, потому что нечистое не может приблизиться к Богу. Но есть ли чистое человеколюбие вне пределов чистой веры? Нет. Из слов Ангела видно, что молитвы Корнилия восходили к Богу прежде его милостыни, а молитвы восходят к Богу не иначе как предводимые верой. Искреннее желание творить волю Божию сделалось в его душе вместилищем предваряющей благодати Божией. И она помогла посеять в нем зерно веры, сперва нераскрытое, погребенное в естественном неведении. А чтобы оно раскрылось и проросло, послан был потом Ангел и наконец апостол Петр. Что проповедь апостола, как солнечный луч, упала на готовое уже, хотя закрытое, зерно веры в душе Корнилия, это можно заметить из того, как быстро раскрылась его вера и как высоко возросла в немногие часы. Она достигла причастия Святого Духа прежде Крещения водою. Филарет, митрополит Московский (114, 340).

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДЛИННОГО ОПЫТА БЛАГОДАТИ

Давайте рассмотрим теперь, по каким признакам можно надеяться, что то, что испытываем мы, – опыт подлинный и неложный.

Во-первых, мы должны сродниться с покаянием. Не кающийся в своих грехах и не очищающий сердце от страстей не может видеть Бога. Так и Господь наш говорит в Заповедях Блаженства: Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чем больше человек очищает себя от страстей, кается и возвращается к Богу, тем лучше он может видеть и ощущать Его.

Это ошибка – искать благодатных переживаний искусственными средствами и приемами, как делают сейчас многие: еретики, индуисты, йоги. Не от Бога их опыты. Они вызваны психофизическими средствами .

Святые отцы говорят нам: “даждь кровь и приими Дух”. То есть если не прольешь кровь своего сердца в глубочайшем покаянии, в молитве, посте и всей вообще духовной брани, не сможешь принять Благодати Святого Духа.

Подлинный духовный опыт приходит к тем, кто, по смирению, не просят откровений. Вместо этого они просят покаяния и спасения. Посещения Духа изливаются на тех, кто смиренно говорит: “Боже мой, я недостоин! Недостоин откровений, недостоин даров, недостоин Благодати Твоей, не вмещу я божественных и небесных утешений, не понесу я духовной сладости”. Тем же, кто горделиво просит себе духовных озарений, Бог не дает их. Но вместо истинного опыта Благодати они приемлют от дьявола, готового воспользоваться их настроением, лживый и гибельный опыт, соразмерный их гордости. Итак, второе условие, необходимое для принятия Благодати, – смирение.

Третье, что требуется от нас, чтобы принять Благодать – это быть в Церкви, не отпадать от нее. Вне ее дьявол легко посмеется над нами. Волк пожирает лишь тех, что отбились от стада. Безопасность – внутри стада. Христианин в безопасности – в Церкви. Отделяясь от нее, он открывается как для самообмана, так и для внешних обольщений, человеческих и демонских. Многие через непослушание Церкви и своим духовникам впали в крайние заблуждения. Они уверены, что видели Бога и что Бог посещал их, тогда как в действительности их посещал демон, и опыт их был им в погибель.

Очень полезно молиться чисто и ревностно. Именно на молитве Бог преимущественно дает благодатный опыт. Кто молится с усердием, с трудом и терпением, приемлет дары Всесвятого Духа и живое чувство Его Благодати.

Как у Христа за пазухой

Казалось бы, что может быть лучше такой благодати? Живи себе «как у Христа за пазухой», как говорит присказка. И действительно, некоторые из нас воспринимают христианство как некое убежище от невзгод, где можно спрятаться, если на жизненном горизонте сгустятся тучи. Часто можно встретить людей, обозначающих свою веру фразами: «Я крещеный»; «Я православный»; «Я в Бога верю»; «Я по праздникам хожу в церковь». И они полностью уверены, что уже сделали все необходимое со своей стороны, чтобы в их взаимоотношениях с Богом все было легко и удобно. Никаких радикальных перемен, никаких обязательств.

Есть и другой тип людей, на первый взгляд гораздо серьезнее подходящих к вере. Они исправно ходят в церковь, молятся, читают назидательные книги, постятся и, если надо, несут служение. Они даже могут наставить не сведущих в вере, помочь советом, подобрать нужную литературу и т. д. Однако на поверку оказывается, что их христианство часто ограничивается определенным набором представлений о Боге, нравственных правил и идей о том, как должна выглядеть жизнь верующего человека. Сформировав определенное религиозное мировоззрение, эти люди пытаются спрятаться от собственных трудностей и обязательств за удобными правилами — точно так же, как и те, кто ищет в номинальных отношениях с Богом гарантию спокойствия и защиту от зла.

Но разве есть в этом что-то дурное? Разве не должны мы искать у Бога защиты и находить в Нем исполнение наших желаний?

Похожими вопросами руководствовались и ученики Христа. Евангелия описывают много случаев, когда ученики явно не понимали того, чего на самом деле от них ожидает Господь. Так, например, в Евангелии от Марка эта тема становится одной из ключевых в повествовании. В 8-й главе мы видим, как в ответ на предсказания Христа о Своей смерти, апостол Петр пытается возразить Ему и предложить свой план развития событий (8:31–32). В 9-й главе в ответ на слова Учителя о Своей смерти ученики рассуждают о том, кто из них главнее (см.: 9:30–35). В 10-й главе, после того как Иисус возвещает о Своей близкой смерти, к Нему подходят Иаков и Иоанн с просьбой разрешить им править вместе с Ним в Его будущем Царстве (см.:10:33–37). Эти три эпизода объединены одной и той же мыслью: ученики стремятся получить от Христа исполнение своих желаний и воплощение своих надежд, хотят жить «как у Христа за пазухой». Однако Господь Иисус ожидает от них совсем иного.

В представлении евреев Мессия (Христос) должен был освободить народ от римского господства, избавить от болезней, невзгод и грехов и установить Свое земное Царство. Поэтому ученики не могли понять слова Христа о предстоящей смерти. В каждом из этих эпизодов, отвечая ученикам, Христос предлагает нелегкий путь следования за Ним. Суть всех Его ответов в том, что желающие стать Его последователями должны «отвергнуться себя», то есть отказаться от собственных интересов и притязаний на легкую жизнь, и «взять свой крест» (Мк 8:34), то есть разделить ту же участь, что и их Учитель.

Спасение в милости Вседержителя

Освобождение любого православного человека кроется в согласии с самим собой, Господом и миром, окружающим его. Только лишь смиренность пред Царем Небесным, не пред священнослужителями или многими другими Божьими представителями на земле.

Только Отец Небесный способен наполнить душу верующего своей милостью. Освобождение же, представляет собой согласие, а согласие – это единение с окружающим миром и Заступником нашим.

Вся суть освобождения и понимания кроется в том, что:

  • христианин не может придаваться греходеянию, и не из-за того, что постоянно контролирует себя и сопротивляться порокам каждую секунду;
  • человек постепенно приходит к этому просветлению и у него не порождаются греховные мысли, а это означает что он достиг окончательного вытеснения из своей души лукавого.

На сегодняшний день наиболее приближенными людьми к такому состоянию считаются монахи. Однако абсолютно любой человек, который почитает образ Господа Вседержителя и возводит в своей душе храм способен почувствовать милость Божью

Благодать Божия и свобода человека

Говорят: «Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и не просвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?» И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро… Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней. Святитель Григорий Нисский (20, 77).

Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 295). Источник.

Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения (39, 792).

Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог все дарует. А в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы даже то, что он имеет, и Бог не сообщает ему даров Своих. Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его Своих даров (41, 476).

Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, не пренебрегаем этим даром. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благое настроение или действие Духа, если ты не удержишь его добрыми делами? Причина всех благ в том, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа. Она ведет нас ко всему доброму, а когда удаляется от нас, мы остаемся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее! От нас зависит, останется она при нас или нет. Остаётся она, когда мы заботимся о небесном; удаляется, когда погружаемся в житейское (46, 279).

Когда действует рука Божия, невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или, вернее, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное стремление с нашей стороны (35, 120). Источник.

Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (38, 23). Источник.

От благодати и то, чтобы стоять твердо и не колебаться. Но когда слышишь о благодати, не думай, что будет отвергнута награда за произволение (43, 500).

…Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устраивал наши дела и сохранял нас… Святитель Иоанн Златоуст (46, 279).

По мере веры и благодать обитает в душе. Преподобный Ефрем Сирин (25, 193). Источник.

Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение. Преподобный Макарий Египетский (33, 273).

Есть люди, которые так высоко ценят свои заслуги, что все приписывают самим себе, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил, не Подателю благ. Слово Божие учит их, что нужна Божия помощь даже для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто божественное, дар Божиего человеколюбия. Ибо дело спасения зависит как от нас, так и от Бога. Святитель Григорий Богослов (113,427).

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Благодать
Благодать Божия — действие, направленное на спасение человека

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников — дар. Источник нашего спасения — Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МЕСТО ПОДЛИННОГО БЛАГОДАТНОГО ОПЫТА

В действительности же, Православная наша Церковь и есть Церковь подлинной Пятидесятницы: потому что это есть Церковь Христова Воплощения, Его Крестной Смерти, Воскресения и – Пятидесятницы. Когда из всего, что сделал Христос, мы выхватываем лишь одну сторону, искажая и преувеличивая ее значение – не это ли называется ересью? Только та Церковь, которая приемлет и живет в согласии со всем делом Христова Домостроительства, включая Пятидесятницу, может подлинно быть Церковью, в которой живет Святой Дух Божий. Может ли быть Воскресение без Креста? Может ли человек созерцать Бога прежде чем распнет себя воздержанием, молитвой, покаянием, смирением и исполнением Господних заповедей? Как в жизни Христа, так и в жизни христианина: сперва – крест; за ним следуют воскресение и пятидесятница. Это не христиане, кто хочет воскресения и духовных даров без распятия себя покаянием, духовной борьбой и послушанием Церкви. И не они составляют Церковь подлинной Пятидесятницы.

Вот она, Пятидесятница, – в каждой православной Божественной литургии. Как хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Христовыми? Разве не сошествием Святого Духа? Се Пятидесятница. Святой алтарь каждого православного храма – разве не Сионская горница? И с каждым крещаемым происходит у нас Пятидесятница. Благодать Святого Духа сходит на человека и делает его христианином и частью Тела Христова. И каждое рукоположение во диакона, священника и особенно во епископа – опять Пятидесятница. Святой Дух нисходит и делает человека Божиим служителем.

Еще Пятидесятница – каждая исповедь. Когда ты со смирением склоняешься перед духовником и каешься в своих грехах, и духовник читает над тобой разрешительную молитву – не благодать ли Святого Духа совершает разрешение?

Каждая церковная молитва и совершение каждого таинства – не что иное, как продолжение Пятидесятницы, поскольку совершаются Присутствием Святого Духа. Вот почему почти все действия, молитвословия, таинства начинаются обращением к Нему: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… прииди и вселися в ны…» Мы просим Параклита, Утешителя, Духа Святого прийти, и Он приходит. Господь Дух Святой сходит туда, где собрана Его Святая Православная Церковь, настоящая Христова Церковь.

Каждый святой нашей Церкви – Богоносец, исполненный даров Святого Духа, даров святой Пятидесятницы.

Прошение молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» означает также и «да приидет Благодать Святого Духа», потому что Царствие Божие – это и есть Благодать Всесвятого Духа. Так что и этой молитвой мы просим у Отца пришествия на нас Духа Святого.

Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» тоже творится Благодатью Святого Духа, потому что, как апостол Павел говорит, …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12, 3). Никто не воззовет: Иисусе, Господи мой! – если не будет с ним Благодать Святого Духа.

Вот вам свидетельство, что Пятидесятница в нашей Церкви не прекращается.

Мы имеем неиссякаемое благословение: Благодать Божия живет в нашей Святой Церкви. У нас есть возможность становиться Своими Богу и вкушать опыт Его Благодати, соединяясь с Ним. Православная Церковь – корабль надежный и испытанный. Это Церковь пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных – вплоть до наших дней не оскудевающих в ней, как, например, наш молитвенник и чудотворец святой Нектарий. Это Церковь, которая в течение уже двух тысяч лет хранит Христово благовестив неповрежденным, несмотря ни на преследования, ни на еретиков.

Вглядимся в историю: сколько ересей восставало на Церковь из века в век. Не простецы-пятидесятники, а императоры с войском и всей властью мира сего. А Церковь стоит. Вспомним иконоборческие споры, длившиеся сто тридцать лет. А Православие не сгинуло. Тысячи умирали мучениками; но Церковь не была уничтожена, хотя казалась ослабленной. И чем больше ее преследовали, тем сильнее в действительности Она становилась, просветляясь страданием.

И обитает в ней Благодать Пресвятого Божия Духа. По сей день есть святые. Тела многих святых нетленны, источают миро, благоухают, творят чудеса. Где еще происходит подобное? В какой ереси и в которой из сектантских «церквей» непогребенные тела благоухают? В Афонских усыпальницах ощутимо благоухание, потому что между костей отцов – кости святых монахов. И все это – от присутствия Духа Святого.

И, кстати, только вода, освященная православными священниками, не портится. Те из вас, у кого она есть дома, знают, что она не становится затхлой, сколько бы ни стояла. 

ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ

Каков же он, этот опыт Благодати, делающий христианскую веру и жизнь из рассудочной и внешней – всецелым духовным чувством Бога, подлинным единением с Ним, вводящим всего христианина в родство со Христом? Это, в первую очередь, сердечное удостоверение в том, что через веру в Бога душа обрела истинный смысл жизни. Когда, обретя веру во Христа, человек испытывает глубокое внутреннее удовлетворение, чувствует, что эта вера наполняет смыслом всю его жизнь и ведет его, ясным светом просвещая все его существо. Переживание христианином такого обретения внутренней веры – начало благодатной жизни. Отныне Бог уже не нечто внешнее по отношению к нему.

Другой опыт Благодати приходит к тому, кто вдруг в совести слышит призыв к покаянию в своих тайных грехах, чувствует, что Господь зовет его вернуться к христианской жизни, к исповеди, к жизни по Богу. Этот глас Божий, безгласно звучащий внутри, становится для такого человека первым опытом Благодати. За те долгие годы, что он прожил вдали от Бога, он ничего не понимал.

Он начинает покаяние, исповедуется впервые в жизни духовнику. И по исповеди к нему приходят глубокий мир и радость – каких он не испытывал никогда за всю жизнь. И он восклицает: “О, легкость!” Это божественная Благодать посетила душу, принесшую покаяние, потому что Бог хочет ее утешить. Слезы кающегося христианина, когда он в молитве просит у Бога прощения или приходит к исповеди – покаянные слезы, приносящие огромное облегчение. Ими входит в душу тишина и мир, и тогда христианин понимает , что эти слезы были даром и опытом божественной Благодати.

И чем глубже он кается, чем больше имеет любви к Богу и молится с божественным рачением , тем более слезы покаяния в нем преображаются в слезы радования, слезы любви и божественного желания. Эти вторые слезы выше первых и также являются посещением свыше и опытом Благодати.

Принеся покаяние и исповедание, подготовив себя постом и молитвой, мы идем дальше, к причащению Плоти и Крови Христовых. Что мы испытываем по приобщении? Глубокий мир сердца, духовную радость. Это тоже опыт посещения Благодати.

Порой – на молитве, на службе, на Божественной литургии – вдруг приходит неизреченная радость. И она – опыт Благодати, опыт Божественного Присутствия.

Однако есть и другие, более высокие, переживания Божественной жизни. Высочайшее из них – видение Нетварного Света. Его созерцали Господни ученики на Фаворе во время Преображения. Они видели Христа просиявшим светлее солнца этим неземным божественным Светом – не вещественным, не сотворенным, как свет солнца и всякой другой твари. Этот Нетварный Свет – сияние Самого Божества, Свет Святой Троицы.

Те, кто полностью очистились от страстей и греха и имеют истинную и чистую молитву, удостаиваются великого благословения еще в этой жизни видеть Свет Божества. Это Свет будущей жизни, Свет вечности; а они не только зрят Его уже ныне, но и в Нем зримы бывают, поскольку святые ходят в этом Свете. Мы не видим его, а чистые сердцем и святые – они видят. Сияние (нимб) вокруг ликов святых – это просветивший и освятивший их Свет Святой Троицы.

В жизнеописании святителя Василия Великого говорится о том, что когда он стоял на молитве, озарявший его Нетварный Свет заливал всю келью. О подобном свидетельствуют и многие другие святые.

Однако, не следует забывать, что удостоиться видеть Нетварный Свет – удел не каждого, а весьма немногих преуспевших в духовной жизни, величайшее посещение Божие. Авва Исаак Сирии говорит о том, что ясное видение Нетварного Света дается едва одному подвижнику на каждое поколение (Слово 16). Но и в наши дни есть святые, удостоившиеся этого исключительного опыта Богосозерцания.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы вступить в борьбу со своим повреждением, вожделениями мира и дьявола и собственным эгоизмом, человек должен вкусить Благодати Божией, усладиться сладостью Пресвятого Духа. Именно опыт Благодати во Христе поддерживает христиан в их подвиге Богоугождения.

Однако неосторожность и искуситель могут сбивать нас с пути, чтобы ложный опыт вместо опыта Божия увлек нас опасными тропами в мутные воды прелести . Причастность святой Православной Церкви, единая истинная вера в Богочеловека Иисуса Христа, сердечное приятие Священного Предания Церкви и верность ему в повседневной жизни – порука тем, кто желает увидеть лицо Жениха Церковного и еще отселе вкусить надежды вечности, вкусить подлинного опыта Богообщения

“Вкусите и видите, яко благ Господь” – однако не вне опыта, признаваемого Церковью, в которой никогда не перестанут рождаться святые, достигающие живого Богообщения. Сомневающимся в истинности их опыта Церковь отвечает словами апостола Филиппа, некогда сказанными им своему еще неверующему тогда другу, апостолу Нафанаилу: “Прииди и виждь”.

Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 16–17). Источник.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 1–8).

…Как наше человеческое естество выходит на свет мира причастным проклятию Адамову, так оно выходит и на свет Царства Божьего (из купели Крещения) причастным благословению Иисуса Христа. И если оно не приобщится к Божественному естеству Христову, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, данной нам Христом (чтобы быть сынами Царствия), потому что Христос совершает все во всех, призывающих Его святое Имя. Для того Бог стал человеком, чтобы снизошел в него, как в Бога, Дух Святой, пребывающий в Том, от Кого не отлучался. И чтобы потом через единение с Ним Божество соединялось с каждым человеком, общающимся с Ним и сочетающим воедино, то есть в волю Божию, все помышления и желания свои. Это и есть воскресение души при жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 46–47).

Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем (духовной) борьбы и уклоняется от нее по слабости. Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее Божественной благодатью, чтобы восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа. Святитель Иоанн Златоуст (37, 830). Источник.

Хочет ли кто познать Бога из творения или уразуметь из божественных писаний, без премудрости Его он ничего не может узнать или услышать о Нем. И правильно призывающий Бога призывает через Сына, и приходящий к Нему истинно через Христа приходит. А прийти к Сыну невозможно без Духа: ибо Дух и оживляет и освящает все. Святитель Григорий Чудотворец (113, 426).

Как совершенно здоровый глаз не может видеть без света, так и человек, даже совершенно оправданный, не может праведно жить без помощи свыше Вечного Света правды. Блаженный Августин (113, 427).

Господь не только пришел возвестить о лете Господнем благоприятном (Лк. 4, 19), но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока существует настоящий порядок вещей; но она остается и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее прорастают в душе; возможность к этому в благодати Божией. Благодать же принес Господь наш Иисус Христос, принес, следовательно, для душ лето благоприятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом благоприятным. Это совершается во всех, искренне верующих и действующих по вере. Мысленно не наполнишь душу этой приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не тяготят и не огорчают. Стало быть, здесь лето благоприятное только снаружи оно кажется холодной зимой. Святитель Феофан Затворник (107, 312 313).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: