CodyCross ответы – Библейская пророчица и судья

Содержание пророческих речей

Соответственно главной цели своего призвания, пророки в своих речах раскрывали главным образом религиозно – нравственное учение; они разъясняли в своих речах закон Моисеев с тех сторон, разъяснения которых требовали потребности тогдашнего времени и учили главным образом нравственной, добродетельной жизни. Особенность содержания пророческих речей это – предсказания будущего; в них пророки указывали евреям на будущие блаженные времена Мессианские. Но так как евреи не всегда отвечали своему назначению, не всегда шли по пути Мессианскому, часто уклонялись в идолопоклонство и разврат язычников, то пророки указывали не на одни блаженные Мессианские времена, но и на грозный суд Божий за нечестие, не сопровождаемое раскаянием. Поэтому пророческие речи можно разделить на два разряда: одни с характером утешительным, другие с характером грозным. Так, когда евреи уклонялись в идолопоклонство, пророки грозили наказанием от Бога, грозили тем, что царство Мессии отнимется от них и дастся иным, т. е. язычникам. Но когда евреи вразумлялись и обращались с раскаянием к Богу, пророки утешали их предсказанием лучшего будущего, предсказанием, что настоящие критические обстоятельства прекратятся, и евреи будут награждены в царстве Мессии. С другой стороны, так как пророческое служение касалось и язычников, то в содержание пророчеств входили и речи к язычникам, которые также разделяются на два разряда: обличительные и утешительные. Когда пророки видели враждебное отношение язычников к евреям, то обличали их за эту враждебность, а когда язычники были в мире с евреями, тогда пророки утешали их предсказанием того, что некогда язычники на равных правах с евреями вступят в царство Божье – царство Мессии.

ПРОРОК

ПРОРОК. Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (I Кор. 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель. Агав и др.По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков.Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: “Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).

Кто становился пророками в Библии

Неведомы нам пути Господни, поэтому обычному человеку невозможно понять, как именно Бог призывал своих служителей. Среди пророков были особы высшей власти — цари Соломон, Давид, Саул — а были и простые люди. Всего в Священном Писании мы можем увидеть слова 16 пророков.

Интересно! Первый помазанный на царство царь Саул настолько был непохож на Божьего избранника, что в Библии даже есть свидетельство о том, что в народе возникла саркастическая пословица «Неужели и Саул в пророках?» (1 Книга Царств, 10:12)

Примеры избранства мы можем видеть в любых сословиях, не только царских. К примеру, Амос был пастухом, Исаия был ученым, но всех их Господь приводил служению особым подготовительным путем.

Так, всем известный пророк Моисей был выбран Господом только после того, как сорок лет обучался, а потом еще столько же жил пришельцев в чужой земле. Таким образом, Господь готовил своего избранника всю его жизнь.

АНЦЫ, ПЛЯСКА

ТАНЦЫ, ПЛЯСКА (Мф 11:17, Мк 6:22). В Восточных странах чувства обыкновенно выражаются в сильных и порывистых телесных движениях. Радостное настроение духа у Восточных народов по большей части выражалось в пляске или танцах. Еврейские дети с ранних лет приучались к пляске и прыганью (Мф 11:17, Иов 21:11). Пляска служила любимым развлечением молодых Еврейских девиц (Суд 21:21) и вообще служила у Евреев выражением религиозной радости и благодарности. Иногда Евреи предавались этому удовольствию в честь победителей, как например после победы Давида над Голиафом, “женщины из всех городов Израильских выходили на встречу Саулу царю с песнями и плясками” (1Цар 18:6). Пляски употреблялись также и при семейных радостях. При возвращении блудного сына к своему отцу происходило в доме его отца пение и ликование (Лк 15:25); то же самое совершалось и при сборе винограда (Иер 31:4,13). После того, как Евреи перешли Чермное море и увидели конечную гибель Египтян, их радость и благодарность к Богу выразилась следующим образом: “и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием” (Исх 15:20). Частные лица выражали чувства своей сердечной радости подобным же образом (Деян 3:8). Вообще в Библии нигде не упоминается о таких случаях, при которых общественные пляски производились бы ради простого увеселения и забавы, за исключением разве пляски тех пустых людей, потерявших стыд, на которых указывала Давиду Мелхола, упрекавшая впрочем своего мужа не за то, что он скакал и плясал пред Ковчегом Завета, но за то что он при сем случае скинул с себя царское одеяние пред глазами рабынь рабов своих и смешался с простым народом (2Цар 6:20). Постыдный пример пляски девицы пред мужчинами представляется во дворце царя Ирода на пиршестве по случаю дня его рождения (Мк 6:21-23), кончившейся, как известно, усекновением главы св. Иоанна Крестителя. В Библии нет указания на то, чтобы Еврейские женщины и девицы танцевали вместе с мужчинами попарно, но мужеский пол обыкновенно танцевал сам по себе, а женский – также особо, за исключением разве того случая, когда во время поклонения золотому тельцу мужчины и женщины плясали перед ним вместе (Исх 32:6,19); но это было временное отступление слепотствующего народа от Бога и оно было строго наказано. Вообще же танцы и пляски у Израильтян как народа Божия отличались целомудрием; они про исходили большею частью по особенно важным обстоятельствам, совершались во славу Божию и не редко соединялись с пением священных гимнов (Исх 15:20, Пс 67:26).

АМА

РАМА (высота) – название след. мест и городов: Нав 18:25, Мф 2:18, Иер 31:25 – город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем судила Израиля (Суд 4:4-5) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой (Суд 19:1-21). Об этом городе упоминают пророки: Ис 10:29 и Ос 5:8. Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие Иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон (Иер 50:1); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: “Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер 31:15). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события – избиения младенцев Вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза (Мф 2:16-18). Ныне это эр-Рам – бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима.Нав 19:29 – Рама город на границах колена Асирова, и очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности. Нав 19:36 – город колена Невффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое Христианами и Друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником. 1Цар 1:1, 19:2 – нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т.е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, Ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем местоположение его определенно неизвестно. Нав 19:8 – город, лежавший в южных пределах колена Иудина и принадлежавший колену Симеонову. Он, по своему положению, называется южною Рамою или южным Рамофом (1Цар 30:27) и принимается за одно с Ваалаф-Бееро.м (Нав 19:8), называется и просто Ваалом. Может быть это то же, что Валоф (Нав 15:24), но местоположение его определенно неизвестно. 2Пар 22:5-6 – город в Галааде, в колене Гадовом.

Отличие истинных пророков от ложных и языческих прорицателей

У Евреев, кроме истинных пророков, были еще и ложные; они говорили измышлениями своего сердца, а не откровениями. Ложные пророки разделялись на два разряда: одни были сознательные обманщики, другие само обольщенные мечтатели. Первые действовали по честолюбивым и корыстолюбивым побуждениям, последние неправильно, только буквально понимая писание и представляя Mессию царем земным, думали, что они учат верно и часто находились под влиянием злого духа, что подтверждается пророком Михеем (22 гд. 3 Царст.). У язычников также были своего рода пророки, которых они называли мантиками. Но между мантиками и Еврейскими пророками есть существенное различие. Во-первых–по отношению к личности пророка. Еврейские пророки, когда находились в состоянии вдохновения или передавали откровения людям, сохраняли полное сознание и самоопределение. Мантики, напротив, во время прорицаний теряли сознание. Доказать это может следующее. О пророках известно, что во время получения откровения они спрашивали Бога, беседовали с Ним, иногда прекословили или отказывались принять на себя пророческое служение (Иерем.). Все эти действия указывают на сознательность пророков. Кроме того, получив откровение от Бога, они передавали его людям, после, чего бы не могли сделать, будучи лишены сознания. Совершенно противное замечается у язычников. Напр. греческая прорицательница Пифия во время прорицаний теряла всякое сознание, что происходило от того, что ее окуривали разными одуряющими веществами и сажали над расселиной Парнасской скалы, откуда выходили серные пары, это сильно возбуждало ее, приводило в беспамятство, и в таком состоянии она произносила свои пророчества. Во-вторых,– различия по отношению к условиям пророчества. Истинные пророчества произносились везде и всегда и без всяких внешних приготовлений. Напротив, пророки языческие произносили свои пророчества в определенное время, в определенном месте и с особыми приготовлениями. Истинные пророки получали откровения или во сне, или в поле за работой, или дома, или в беседе и т. н., и притом вдруг без всяких приготовлений, кроме только одной молитвы. О Пифии же известно, что она пророчествовала два раза в год, весной и осенью, тогда именно, когда из расселины Парнасской скалы выходил одуряющий пар, который приводил ее в экзальтированное состояние. В-третьих, – по отношению к содержанию пророчеств. Истинные пророчества всегда отличались ясностью и точностью, языческие всегда отличались туманностью и. неопределенностью. Этой туманностью язычники скрывали свою ложь. Пророки, напр., предсказывали, что царство израильское разрушится, но при этом указывали ясно, когда это будет, какой царь пленит Израильтян, и т. д. Пифия же давала, напр., такое предсказание: «если царь (Крез) пойдет войной, то разрушит великое государство». Случилось так, что этот государь был побежден, а его государство разрушено; жрецы объяснили, что Пифия предсказывала именно об этом государстве, и таким образом были совершенно правы вследствие неопределенности предсказания. Если бы случилось наоборот, то жрецы объяснили бы, что Пифия имела в виду другое государство, и опять были бы правы. Подобным образом и другие прорицатели давали свои предсказания: Domine sedeas sedeas. Иногда прорицания языческие имели характер гадательный: по крику и полету птиц, по шелесту листьев священного дуба, по внутренностям жертвенных животных и т. п. Кроме того, языческие пророки никогда не давали сами предсказаний, напр. Пифия произносила какие-то бессвязные звуки, а потом жрецы сами составляли ответ. Таким образом, все зависело от жрецов. Так существенно отличаются истинные пророки от языческих прорицателей.

Способы сообщения пророчеств народу

Пророки сообщали откровения Божьи людям тремя способами. Первый и самый древний способ – это слово устное. Так, в цветущий период пророчества, в период Илии и Елисея, пророки устно произносят речи, поэтому-то от этого периода не осталось никаких письменных памятников. Письменные, же памятники пророков, – пророческие книги, появились не раньше 800 лет до Р. X; Первоначально и эти пророки произносили речи свои устно, а потом записывали для назидания потомкам, чтобы они, читая эти пророчества и видя их исполнившимися, следовали их наставлениям. В последнее же время пророческого служения пророки сначала записывали откровения, а потом передавали народу. Так, пророк Иеремия сначала записывал откровения, а потом читал их народу. Это, конечно, вызывалось обстоятельствами жизни: Иеремия был заключен в темнице и, получая откровение, естественно не мог словесно передавать их народу и потому сначала записывал их. Точно также пророк Иезекиль, находясь в плену в Месопотамии, сначала записывал откровения, затем отсылал к евреям в Иерусалим. Таким образом, пророчества по необходимости были записываемые через это лучше сохранились. Третий способ – символические действия. Пророки нередко, чтобы привлечь к себе народ и убедительное на него подействовать, употребляли разные символические действия. Так, пророк Иеремия некоторое время носил хомут или ярмо в ознаменование того, что скоро евреи будут рабами. Эти действия заинтересовывали народ; он спрашивал у пророков об их значении и они лучше запечатлевались в памяти народа. Нужно заметить, что некоторые символические действия были действительно совершены пророками, а некоторые только записаны для назидания народа, как притчи. Так, Иеремия на самом деле не ходил за Евфрат (физическая невозможность), а только написал это, чтобы нагляднее выразить ту мысль, что евреи сгниют в Вавилонском плену. Также нужно объяснить слова пророка Осийи (гл. I.), что он по повелению Божьему вступил в брак с женой блудницей и «родил чад блужения»; очевидно, он не вступал в брак (нравственная невозможность), а говорил это, чтобы яснее показать, что евреи согрешили пред Иеговой, вступив в союз с язычниками и увлекшись идолами.

Способы объяснения пророчеств

Пророчества даны были для евреев. Поэтому при объяснении пророчеств надо иметь в виду, прежде всего, буквальный смысл их, т. е. понимать так, как понимали сами пророки и их современники, и относить их к Ветхому Завету. Буквальный смысл пророчеств определяется лексикографическим и психологическим образом. Первый способ состоит в правильном переводе слов и выражений при помощи основательного знания Еврейского языка. Второй, психологически, состоит в объяснении текста через знакомство с жизнью писателя; так как в пророчествах всегда отражается личность писателя. Есть много пророчеств с историческим характером, которые можно объяснить лишь при знакомстве с биографией писателя и современным состоянием народа, так как откровения давались по нужде и соответственно состояние народа. Затем нужно обращаться к под тексту речи и к параллельным местам. Контакт бывает близкий (предыдущие и последующие стихи) и отдаленные, обнимающие всю речь и даже целое миросозерцание пророка. Благодаря контексту, можно лучше объяснить некоторые темные места. Параллельные места имеют еще больше значения: тогда у одного пророка ясно то, что у другого не так ясно. Пример параллельных месте: «в последние дни», буквально значит: в последующие дни, а на основании параллельных мест: окончательное осуществлены «во времена Мессии». После объяснения пророчеств нужно указать их исполнение. Так как пророчества были даваемы преимущественно для Еврейского народа, то и исполнение их надо искать, прежде всего, в судьбе этого народа; так как, с другой стороны, пророчества касаются и времен Мессии, то для правильного объяснения их нужно смотреть, все ли черты пророчества укладываются в событиях ветхозаветного времени и если не все, то относить их к Мессии. Те пророчества, которые относятся и к Ветхому Завету и к Новому, называются типологическими, а те, которые относятся только к Мессии – мессианскими. Так, напр., пророчество об освобождении из плена Вавилонского – типологическое, так как указывает и на имевшее быть освобождение от греха и смерти; напротив, пророчество о рождении Еммануила от Девы есть мессианское, так как относится к Мессии. Итак, чтобы правильно объяснить пророчество, надобно после раскрытия буквального смысла обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, нет ли в нем исполнения пророчества, а после уже обращаться и к Новому Завету.

Книги Левит и Числа

Третья книга Моисеева озаглавлена в ветхозаветные времена начальным словом «Ваийкра», что значит «и воззвал», т.е. и воззвал Бог Моисея из скинии к принятию левитских законов. Греческое же название этой книги – «Книга Левит», – так как она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме.

В книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения, состоявший из различных жертвоприношений; описывается учреждение самого священнического чина, чрез посвящение Аарона и его сыновей; даны законы и правила служения в храме.

Четвертая книга Моисеева в ветхозаветные времена была озаглавлена начальным словом – «Вай-едаввер» – «и сказал», т.е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Греки назвали эту книгу словом «Числа», так как она начинается исчислением еврейского народа.

Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга «Чисел» содержит много законов – частично новых, частично уже известных из книг Исход и Левит, но повторенных ввиду необходимости. Эти законы и обряды утратили свое значение в новозаветное время. Как объясняет ап. Павел в послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Об этом писал также пророк Исаия в 54-й главе. Священнические одежды, жертвенник, семисвечник и другие принадлежности ветхозаветного храма, сделанные по откровению Моисею на горе Синай и в соответствии с небесным богослужением. В несколько измененном виде эти предметы применяются на наших богослужениях.

Эпоха Царств время пророчеств

Несомненно, в Библии основными носителями и воспевателями Божьей Воли всегда выступал богоизбранный израильский народ. С самого начала истории Ветхого Завета можно увидеть, что и Авраам, и Исаак, и Иаков много раз доносили Волю Господа до своего народа.

Однако расцвет пророческого служения наступает в эпоху Царств. К этому периоду еврейский народ уже оформился как таковой, и в духовном плане появилась серьезная опасность возвращения к язычеству и понимания веры чисто с формальной стороны, как свода правил (к чему иe пришли позже книжники и фарисеи Нового Завета). Можно сказать, что для постоянной «корректировки» понимания веры и появились пророки, которые постоянно напоминали богоизбранному народу о его предназначении.

CodyCross ответы - Библейская пророчица и судья
Даниил — библейский пророк, потомок знатного иудейского рода

После исхода евреев из плена пророчества постепенно смолкают и практически исчезают за несколько столетий до Рождества Христова. Поэтому когда появляется первый Новозаветный пророк — Иоанн Предтеча — иудеи очень недоверчиво относятся к нему, и гадают — Мессия он, или нет.

АННА

АННА (милостивая) – имя трех лиц: Лк 2:36 – пророчица из колена Асирова, дочь Фануилова. Достигшая глубокой старости, она, по слову Евангелия, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Когда Симеон Богоприимец принял младенца Иисуса в свои объятия и произнес свое дивное пророчество о Нем, то и пр. Анна вместе с ним славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме.1Цар 1:1-2, 2:1-10 – мать пр. Самуила, одна из жен благочестивого левита Елканы. Долго бездетная, она наконец по молитве родила сына, которого и посвятила на служение Господу в скинии. При этом случае она произнесла высоко трогательную благодарственную молитву Господу, в которой в первый раз мы встречаем имя Христа, Помазанника Божия(2Цар2:1-10). Тов 1:9 – жена Товита, благочестивого Израильтянина, жившего в столичном Ассирийском городе Ниневии.

О Пророках

Пророк, по-еврейски нави, от глагола навать – говорить, передавать волю другого, отсюда слово пророк значит: передающий волю другого лица. В таком смысле слово пророк встречается в книгах Моисеевых. Так, напр., когда Моисей по своему косноязычно отказывался принять на себя роль избавителя Евреев от рабства египетского, Господь сказал ему: иди, Аарон будет твоим пророком, т. е. Аарон будет передавать твои повеления народу и Фараону. Но в более тесном смысле слово пророк употребляется в значении посредника между Богом и человеком. Пророки передавали народу волю Божью, которая могла касаться или настоящего, или прошедшего, или будущего. Поэтому предсказание будущего входит в понятие о пророке, только как часть, как отдельная черта. Нави соответствует и греческое προφήτης, которое обозначает вообще истолкователя, передающего волю другого лица. У греков этим именем назывались жрецы и оракулы, о которых думали, что они передают волю богов. Таким образом, на вопрос, что такое пророк, можно ответить так: пророк – это посредник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего, или прошедшего, или будущего. Кроме названия – пророк, в Библии встречаются и другие названия пророков. Таковы 1) человек Божий, как назван пророк, предсказавший первосвященнику Илии гибель его дома; 2) прозорливец, как назван Самуил; 3) провидец, тоже что и прозорливец, т. е. человек, проницающий в будущее и видящий более других людей, как назван Нафан; 4) страж дома Божьего: пророки, так сказать, сторожили или защищали народ Еврейский от нападений духовных врагов, каким, напр., представлялось язычество; 5) ангел Божий, в смысле вестника воли Божьей. Кроме перечисленных, существуют и другие названия, но все они имеют тот же смысл: посредника между Богом и людьми. Пророческое служение началось со времени Самуила. Правда, и древние патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и др., как посредники между Богом и людьми, могут быть названы пророками, но только в более широком смысле: в собственном же смысле, как отдельное служение, пророческое служение началось с Самуила, так как пророчество с этого времени стало единственной задачей последующих пророков. Всего более пророчество развивалось в период нечестивых царей, когда царской власти, готовой совратить народ с истинного пути, нужно было противопоставить силу духовную, которая удерживала бы народ от соблазна. Но особенно цветущее время пророческого служения было в период пророков Илии и Елисея. В последующее время оно начало упадать, и последний пророк Малахий был еще за 400 лет до пришествия Мессии. Все пророческое служение продолжалось с 1170 по 408 г. до Р. X.

ВАРАК

ВАРАК (блеск, молния; Суд 4:5, Евр 11:32) – известный Израильтянин, упоминаемый ап. Павлом в числе древних лиц, свидетельствованных верою. Он был сын Авиноама, из колена Неффалимова и жил в Кедесе Неффалимовом, городе убежища и левитов, местоположение которого в недавнее время открыто Робинсоном. Иавин, царь Асорский, царствовавший в Асоре, в некотором расстоянии далее от оного на ю., сильно угнетал в означенное время Израильтян, и как бы к ответ на их вопли, по Божию повелению, восстала Денвера пророчица. Она жила под пальмою на горе Ефремовой, близ Иерусалима. Призвав к себе Варака и приказав ему идти к горе Фавор, с десятью тысячами воинов, избранных из колена Неффалимова и Завулонова, она обещала предать в его руки Сисару, военачальника Иавинова. Варак поставил условием, чтобы Деввора сопровождала его на битву, и они сошлись в Кедесе; затем Варак, собрав 10,000 воинов, внезапно напал на войско Сисары и разбил его на голову. Победоносные Израильтяне преследовали бегущего врага до Харашев-Гоима. Сисара скрылся было в кущу Иаили, жены Хевера, но был поражен ею в висок на смерть колом от палатки и молотом. Означенная победа была воспета благодарственною песнею Девворы и Варака (Суд 5). В продолжение, быть может, нескольких дней, Варак сокрушил могущество Иавина и положил конец двадцатилетнему угнетению им Израильтян.

Диалог Бога и пророка

Итак, пророчество – это общение Бога с верующими в Него, и пророк здесь играет особую роль. С одной стороны, он – часть народа, с другой – находится в трагическом противостоянии с ним, поскольку сообщает волю Бога, которую не все готовы принять.

Иногда даже трудно отделить речь пророка от речи Бога. Так Захария говорит: «И возьму жезл Мой – благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами… И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (11:10–13). В Синодальном переводе слова «Я» и «Мой» (с большой буквы) везде относят их к Богу. Но ведь это именно пророк Захария совершает символические действия: разламывает жезл, требует платы и кидает ее потом в храмовую казну. Или все-таки Сам Бог совершает некие действия, которые поведение пророка только иллюстрирует?

Возможно. А еще… Когда Христос будет продан Иудой за те же тридцать сребренников, Его ученики вспомнят эти слова пророка. То есть поступки Захарии были, с одной стороны, свидетельством о воле Божией о его народе в его время, а с другой – они предвещали то, что еще только должно было произойти.

Вот только для самого пророка этот процесс далеко не всегда оказывается приятным и безболезненным, как для Ионы – слова и поступки Захарии напоминают нам об этом. Пророков не желали слушать, им затыкали рот, порой обрекали на мученическую смерть. Но, может быть, самым горьким для пророков было непонимание собственного народа. Им же ничего не нужно было для себя, они просто сообщали единоплеменникам самое главное, что им нужно было знать. По сути, они первыми кричали «пожар!» – и что вместо благодарности?

Когда к стенам Иерусалима подступило вражеское войско, Иеремию, обличителя грехов народа, как «пораженца» бросили в тюрьму, а потом – и в жидкую грязь опустошенного водосборника, и держали там «до исправления». Иеремия страдал, молился, просил вынуть его из грязи, в общем, вел себя далеко не героически – но замолчать он уже не мог. А к Богу Иеремия обратил такие слова: «Ты влек меня, Господи,

– и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (20:7–9).

Так ветхозаветные праведники смотрели на свое служение. Они не просто пересказывали или записывали откровения свыше. Нет, они были живыми эмоциональными людьми и могли не соглашаться с Богом и даже возражать Ему. Но, в отличие от большинства современников, они не могли обходить Его слова безразличным молчанием.

Самый яркий эпизод такого «неумения молчать» связан с первой в Библии пророческой книгой. До Иеремии пророки проповедовали устно, он стал первым пророком-писателем, продиктовав пророчества своему помощнику Варуху. Иеремии было запрещено приходить в Храм, поэтому от его имени там должен выступить Варух. Когда он прочел грозные слова народу, все были удивлены и напуганы. Варуха с его свитком вызывали в царский дворец к самому царю Иоакиму. Стояла зима, царь сидел перед жаровней с раскаленными углями, писец стал читать свиток, а царь постепенно отрезал от него прочитанное и бросал прямо на угли, пока не сжег всё.

Но Иеремия получил от Господа повеление восстановить прежний текст, что он и сделал (Иер 36). Рукописи, вопреки сказанному в знаменитом романе М.А. Булгакова, может быть, и горят, но вот пророчества не остаются не услышанными, их слова не падают в пустоту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: