Антоний Дымский

Свытыни

  • рака с мощами прп. Антония Дымского
  • железная шляпа прп. Антония Дымского – в предреволюционные годы хранилась рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе; весила более 3 кг.
  • список Казанской иконы Божией Матери – хранился в монастырском соборе, особо почиталась в предреволюционные годы, местонахождение после революции неизвестно

Статистика

  • – при восстановлении монастыря сюда переведены насельники Тихвинского монастыря числом ок. 30 человек
  • незадолго до – 55 насельников
  • март – Антониево-Дымском монастыре (приписном скиту Тихвинского Успенского монастыря) – 2 насельника

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Антониевский храм

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Первый каменный собор обители, отстроенный в – годах был также посвящен святому Антонию Великому, но впоследствии был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем – во имя Всесвятой Троицы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, “во общее же упокоение братии” был построен второй храм монастыря, “тёплый с трапезою”, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в – годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

В результате реконструкции в феврале и ремонта года был надстроен второй этаж собора с главным престолом, освященным во имя Святой Троицы (справа, освящен 15 февраля 1806), и с приделом преподобного Антония Дымского (слева, освящен 24 февраля 1806). Первый ярус собора теперь состоял из приделов Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 августа ) и преподобного Антония Великого (освящен 10 июля ). В итоге собор стал пятикупольным и четырёхпрестольным с двухъярусной колокольней. Был закрыт в конце 1930-х годов, а в – годах – разобран. С начала 2000-х годов велись восстановительные работы.

Литература

  • , Архив СПбФИРИ РАН, ф. 132, оп. 2, ед. № 609.
  • , ВОИДР, 1850, кн. 6, с. 89.
  • Иоанн, иером., Историко-статистическое описание Дымского монастыря, СПб., 1861.
  • Павловский А. А., Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону, Б. м., 1907.
  • Мордвинов И. П., “Письмо в редакцию”, Новгородский Север, 1915, № 33.
  • Мордвинов И. П., Старый Тихвин и Нагорное Обонежье, Тихвин, 1925.
  • Мильчик М. И., Варакин Е. П., “Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция”, Народное зодчество: Сб. науч. тр., Петрозаводск, 1992, с. 141-154.
  • Белоброва О. А., “Две редакции жития Антония Дымского”, ТОДРЛ, 1997, т. 50, с. 281-292.
  • Беловолов Г., свящ., “Преподобный Антоний Дымский – ученик Варлаама Хутынского”, София. Новгород, 1998, № 2, 32-34.
  • Румянцева И., Кудряшев С., Монастыри Санкт-Петербургской епархии, СПб., 2000, с. 72-79.

Святые мощи

Во избежание осквернений святынь при набеге татар гробницу с мощами Антония Дымского спрятали в земле, а церковные вещи, колокола и железную шапку святого – на дне озера. С тех пор оно носит название «Святое».

В 1585 году шведы начали угрожать границам Новгорода. Через двадцать шесть лет строение поверглось разрушению шведскими воинами. Монастырь открылся только через восемьдесят лет. После октябрьской революции его ждала судьба всех обителей. Здание было отдано психиатрическому лечебному заведению, затем его занял комбинат «Глинозем».

Монастырь Антония Дымского в Тихвине получил возрождение только в девяностые годы прошлого века. На семьсот семидесятилетний год со дня смерти святого установили у озера каменный крест. Было принято решение о возвращении Дымской обители православной церкви. В 2008 году останки праведного были отданы в Дымский монастырь.

Отшельничество Святого Антония

Через время Антоний принял решение жить отшельнической жизнью и уединился на берегу Дымского озера. Днем он трудился, а по ночам молился. Он добровольно носил на голове шляпу с широкими полями из кованого железа. В духовных стараниях отшельник провел много времени, почти двадцать лет.

Рассказы о великом пустынножителе привлекли других людей с желанием уединиться. У берегов Дымского озера появились новые кельи. Позже общий совет иноков принял решение о создании новой обители в память первого основателя отшельничества Антония Великого.

Антоний жил в монастыре до самой кончины и прославился вечными останками и многими чудесами, похоронен в обители. Во времена Дмитрия Донского и мощи праведного Антония помещены в Антониевский храм.

День памяти святого 17 января.

Житие Антония Дымского

Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.

Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.

В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.

Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:

  • организовал жизнь монахов;
  • утвердил правила;
  • увеличил численность иноков;
  • завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: