Православный Церковный календарь Преподобный Амвросий Оптинский

Содержание

Часть первая

Предисловие

I. Рождение и воспитание Александра Михайловича Гренкова, впоследствии Старца Иеросхимонаха Амвросия

II. Причины, побудившие Александра Михайловича поступить в монастырь

III. Оптина пустынь к приезду Александра Михайловича, его приезд и определение в монастыре в число братства

IV. Переход Александра Михайловича из монастыря в скит, и начало его подвижнической жизни в скиту

V. Отец Александр – монах и иеромонах под крестом болезней

VI. Жительство иеромонаха Амвросия в скиту до кончины блаженной памяти Старца Макария

VII. Первые годы самостоятельного старчествования иеромонаха Амвросия, до кончины скитоначальника иеросхимонаха Илариона

VIII. Общий взгляд на подвиг старчествования иеросхимонаха Амвросия

А) Его внешняя обстановка и обыденная жизнь

IX. Б) Воскресные и праздничные дни и особые случаи

X. Некоторые общие наставления Старца Амвросия, записанные большею частью хибарочными посетительницами

XI. Основание Старцем Амвросием Шамардинской Казанской Горской женской общины

XII. Нравственный облик Иеросхиионаха Амвросия, как Старца

XIII. Евангельская любовь Старца Амвросия, выражавшаяся по отношению к ближним а) вещественною помощью и б) мудрыми советами

ХIV. Еще несколько случаев прозорливости Старца Амвросия, по рассказам мирских лиц, и его письменные советы и наставления

XV. Любовь Старца Амвросия к ближним, выражавшаяся, в следствие его действенной молитвы к Богу, сверхъестественной помощью и исцелением болезней телесных и душевных

XVI. Сила слова Старца Амвросия, его обращение с посетителями и наружный вид

Часть 2

I. Старческое окормление Иеросхимонахом Амвросием некоторых лиц

II. Записанные слова Отца Амвросия, Старца Оптинской Пустыни

III. Из воспоминаний одной духовной дочери покойного, незабвенного Оптинского Старца Отца Амвросия

IV. Старческое окормление

V. Старческое окормление

VI. Старческое окормление

VII. Кончина первой Шамординсной начальницы Софьи Михайловны Астафьевой, и ее преемница

VIII. Первый и второй приезд Старца Амвросия в Шамординскую женскую общину в 1888 и 1889 годах, при новой начальнице монахине Евфросинии, и его там пребывание

IX. Перемещение Старца Амвросия из Оптинского Скита в Шамординскую Общину

X. Келейная жизнь Старца Амвросия в Шамординсной женской общине и его попечение о ней

XI. Скорбные обстоятельства Старца Амвросия в Шамординской общине, и его предсказания о близкой своей кончине

XII. Последние дни жизни Старца Амвросия

XIII. Кончина Старца Амвросия, чин погребения и поминальная в Шамордине трапеза

XIV. Перенесение тела Старца Амвросия в Оптину пустынь, предание его земле, поминальная в Оптиной трапеза, и заключительные о Старце сведения

Молитва Амвросия Оптинского

Монахи — это особенные люди, которые всю жизнь посвящают тому, чтобы молиться. Это не так просто, как кажется. Требуется собранность, усердие и воля. Святые отцы завещают и мирянам чаще прибегать к этому благодатному средству. Амвросий Оптинский составил разные молитвенные правила, которые по силам любому верующему.

  • При нападениях врагов (или недоброжелателей), во время искушений — псалмы 3, 53, 58 и 142. Можно прочитывать не все, а те, что больше нравятся. Читать каждый день.
  • Если нападает уныние, тяготит скорбь — псалом 101.

Данные молитвы, составленные царем Давидом, имеют великую целительную силу.

Молитва Амвросию Оптинскому помогает многим людям и в наше время. Вот только несколько свидетельств:

  • Молодой человек заболел инфекционным заболеванием легких. После помазывания освященным маслом из Оптиной и молитвы преподобному на другое утро встал здоровым.
  • Девушке, которую несправедливо уволили — помог найти работу, предложение поступило в этот же день после молитвы в храме.
  • Мужчина, который искал свое место в жизни, по молитвам нашел супругу и счастливо живет в браке.

Люди обращаются в самых разных ситуациях. Можно молиться Амвросию Оптинскому и о детях — просить им телесного здоровья, успехов в учебе. Святой даже составил особую молитву, которую должны прочитывать матери о своих чадах.

Житие Амвросия Оптинского

Он родился в семье священника, с детства знал и придерживался церковных устоев и правил. В семье ему привили любовь к Богу, и дали хорошее образование. Работая учителем в семье местного помещика, начала обостряться болезнь, которая в корне изменила его жизнь. Тогда он твердо решил: если выживет после страшного недуга – пострижется в монахи, но ему понадобилось три года, чтобы выполнить это обещание.

Житие преподобного Амвросия Оптинского в новом статусе — священнослужителя, началось с Оптиной Пустыни. Но вскоре ему пришлось пережить еще одно испытание, которое сильно подорвало здоровье, но не сломило дух, позитивный настрой, преданность Богу. Но этот человек был высокообразованным, свободно владел пятью языками, и принимал активное участие в создании и формировании книг.

Он никогда не показывал своему окружению, что ему очень тяжело совершать обряды, читать молитвы, проводить литургии, а наоборот светился от счастья быть нужным людям, которые брали пример его отношению к миру, ценностям и церкви. У него было очень много друзей среди известных писателей, выдающихся людей его эпохи, но он был прост и открыт для каждого. Ему стоило просто взглянуть на совершенно незнакомого человека, и он с точностью мог сказать, что его привело к нему.

Преподобный Амвросий Оптинский хотел оставить добрую память о себе в сердцах людей, создавая новые храмы, церкви, монастыри и соборы по всей стране. Он помогал ученикам духовной семинарии, как морально, давая мудрые советы, так и материально, лично контролируя обустройство приюта и школы для девочек, а также богадельни для пожилых женщин. В построенную им больницу могли приходить и жители близлежащих селений.

На протяжении дня, преподобный старец Амвросий Оптинский очень много и долго молился в полном уединении, но при этом он был поистине счастлив, и улыбка никогда не покидала его лица, как бы трудно ему не было. В последний год жизненного пути, силы понемногу оставляли его, он продолжал молиться и старался завершить все начатые дела в Шамординской обители

Ведь он понимал, как это важно для большинства прихожан и простых людей

Здесь душа его отошла в мир иной, но по завещанию его перевезли в родную Оптину Пустынь.

Сейчас мощи Амвросия Оптинского находятся у Введенском соборе Оптиной пустыни. Люди со всего мира съезжаются туда, чтобы помолится, ощутить на себе атмосферу таинства, благодати и помощи святого Амвросия силой своего духа. Даже после смерти память о нем жива, все начатое им процветает, а люди прославляют его как спасителя и мужественного человека, который указал верный путь и помог решить многие проблемы.

Литература выданная с его помощью продается в Соборе, можно посмотреть и при желании приобрести.

Наставления Амвросия Оптинского

Он всю свою жизнь пропускал все через себя, много знал, но все время упорно учился и открывал для себя незнакомые для него ранее грани. Встречаясь с простыми людьми, он замечал, как они работают, их быт, семейные устои, ценности, отношение к ближним и готовность меняться. Он старался донести простые истины людям и простым языком объяснить, как это все действует в реальной жизни. Те, кто прислушивался к его мудрым советам шли четко по прямой дороге, не сворачивая с нее, у них вырисовывалась точная конечная цель и смысл жизни. Они ценили каждую минуту и искренне радовались прожитому дню, благодаря в молитве Всевышнего.

Некоторые его выражения стали крылатыми:

  • Грехи человеческие, по своей сути напоминают орехи: даже расколов скорлупу, не всегда удаётся достать целую середину;
  • Смирение человека в его уступчивости и гибкости;
  • Приобретает человек больше, когда уступает;
  • Постигайте безусловную любовь к Богу, не осуждая ближнего, не досаждая родным и уступая во всем;
  • Не превозносите себя выше других и научитесь видеть не только внешнюю оболочку, но и чувствовать душу;
  • Тело человеческое тленно, а душа – вечная;
  • Неискренность и ложь за спиной – хуже отсутствия веры;
  • Чем больше человек отдает, не ожидая ничего в замен, то в скором времени получает в два раза больше;
  • Каждому человеку даются определенные испытания, которые нужны именно ему;
  • Открывайте сердце для любви, и она к Вам вернется еще не раз;
  • Каждодневный труд, развитие себя и постановка целей – верный путь к открытию в себе нового и неизведанного;
  • Достойно принимайте удары судьбы, терпеливо к этому относитесь и будете вознаграждены.

23 октября — день памяти Амвросия Оптинского. В соборе Оптиной пустыни, где служил Богу преподобный старец, совершается служение, правится литургия, читается молитва и вспоминаются все его благие дела. Прихожане стараются исповедоваться в этот день в совершенных грехах, принести подаяние малоимущим и раздать милостыню нуждающимся.

Главное, делать это от чистого сердца и с благими намерениями. Также верующие, когда каются в грехах, получают наставления, как жить дальше и что именно нужно изменить. В соборе сохранилась комната, в которой жил Отец Амвросий, там можно помолиться и поставить свечку за упокой души и прикоснуться к святыне.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие старца Амвросия Оптинского:

Иконы

Послабление в посте

Пишешь, что и матушка N. начала побаиваться сего поста. И у тебя, и у меня есть боязнь к оному. А это явно показывает, что крепость телесная уменьшилась у всех нас, разумеется, в разной мере. Кто был постником, тот боится, не надеясь соблюсти поста по-прежнему. А кто хромал и ослабевал в прежних постах, тот боится, что еще более будет ослабевать и изнемогать против надлежащих правил поста. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила (70-го или около сего), в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: «Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение». Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю евангельское слово Самого Господа: Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12)(2, ч. 1, с. 43–44).

…Kак матушка N. провела первую неделю ? По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться – снизойти. Есть старинная пословица: «Где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет». Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но апостол пишет, что всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5) (2, ч. 1, с. 44).

Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге Аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие
или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться (2, ч. 3, с. 111).

Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

Вот я вам высказал свое мнение, как разумею, а вы избирайте для себя полезнейшее (2, ч. 1, с. 172–173).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: