Патриарх Алексий I

Монашество и преподавательская деятельность

9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположён во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха.

В 1904—1906 годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное Писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был псковским архиереем). В 1906 году стал архимандритом и ректором Тульской духовной семинарии.

Черносотенец, председатель Тульского отдела Союза русского народа.

С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии и одновременно настоятель Антониева монастыря (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским, и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).

Оценки современников

Наиболее резкий отзыв, известный из воспоминаний архиепископа Василия Кривошеина, принадлежит митрополиту Никодиму в ноябре 1964 года:

Анатолий Левитин-Краснов, знавший патриарха «задолго до его восшествия на патриарший престол»:

Донесение профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова (впоследствии — воинствующего атеиста) уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в июне 1951 года: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом влюблён в благочестие XVI века».

C теплотой вспоминал о патриархе митрополит Питирим (Нечаев), бывший у патриарха иподиаконом

Митрополит Евлогий (Смирнов), также бывший иподиаконом Патриарха Алексия I, сказал в 2019 году: «Это был страдалец, служивший Богу в самое бурное и тяжелое время и для Церкви, и для Отечества. И он это время пережил. Мы верим, что Господь помогает таким труженикам нивы Христовой. И вместе с памятью о них Господь и нас всех незабвенно благословляет. У Святейшего Патриарха виден признак настоящей Христовой любви. У того, кого Бог поощряет, всегда есть любовь в сердце».

Примечания код

  1. Если считать Игнатия
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 апреля 2009.
  3. «Правительственный вестник». 3 (16) апреля 1913, № 75, стр. 1.
  4. Наречение и хиротония во епископа архимандрита Алексия. // «Новгородские епархиальные ведомости», часть неофициальная, 3 мая 1913, № 18, стр. 618—622.
  5. А. Левитин, В. Шавров, Очерки по истории Русской церковной смуты
  6. Архимандрит Иоанн (Снычёв). Материалы по иосифлянскому расколу. Б.м., б.г. Фонд МДА. Т. 2, стр. 287—288 .
  7. Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014
  8. Шкаровский М. В. Церковь зовёт к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2005. С. 483—484
  9. Известия. 21 мая, 1944 г, № 120; ЖМП. 1944, № 6, стр. 48
  10. ЖМП. 1944, № 6, стр. 54
  11. ЖМП. 1945, № 8, стр. 6 — 26; ЖМП. 1945, № 9, стр. 16 — 25.
  12. ↑ Аджбан И. И. Связи между коптской и русской церквями в XX веке // Восточный архив. — 2014. — № 2 (30). — С. 70
  13. Цит. по: ЖМП. 1946, № 9, стр. 4; Вручение ордена Трудового Красного Знамени Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. // «Известия». 1946, № 200 (24 августа), стр. 1 (ТАСС).
  14. Цит. из отчёта СДРПЦ в ЦК ВКП(б) об итогах работы за 1946 год (14 февраля 1947 года) по: Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века. // «Религии мира. История и современность». 2002. М., «Наука», стр. 151.
  15. Запись беседы председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Алексием // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 34—35.
  16. ЖМП. — 1958. — № 5. — С. 3.
  17. ↑ Письма и диалоги времён «хрущёвской оттепели». (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955—1964 гг.) // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 27.
  18. Запись беседы Г. Г. Карпова с патриархом Алексием 20 февраля 1959 г. // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 48—49.
  19. Письма и диалоги времён «хрущёвской оттепели». (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955—1964 гг.) // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 28.
  20. Письма и диалоги времён «хрущёвской оттепели». (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955—1964 гг.) // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 29.
  21. Патриарх Алексий — Г. Г. Карпову. 20 ноября 1959 г.) // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 51.
  22. Запись беседы Г. Г. Карпова и П. Г. Чередняка с патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и управляющим делами Московской патриархии Н. Ф. Колчицким. // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 54.
  23. Запись беседы Г. Г. Карпова и П. Г. Чередняка с патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и управляющим делами Московской патриархии Н. Ф. Колчицким. // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 58.
  24. ЖМП. — 1960. — № 2. — С. 27.
  25. ЖМП. — 1960. — № 3. — С. 34.
  26. Из доклада В. А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных совета. 21 апреля 1960 г. // Отечественные архивы : журнал. — 1994. — № 5. — С. 62.
  27. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве — М., 2005. — С. 320.
  28. Протокол заседания Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР 12 сентября 1960 г. Секретно // Исторический архив : журнал. — 2008. — № 1. — С. 60—61.
  29. ЖМП. — 1963. — № 10 (юбилейный выпуск без указания номера). — С. 1.
  30. Константинов Дм. Гонимая Церковь. Нью-Йорк, 1967, стр. 246, 314
  31. ЖМП. — 1970. — № 6. — С. 1.
  32. Обнесение гроба с телом патриарха Сергия в 1944 году было совершено по улицам вокруг квартала, в котором расположен собор.
  33. митрополит Григорий (Чуков).  // Журнал Московской Патриархии. — 1946 г.. — Июнь (№ 6). — С. 3—19.
  34. ЖМП. — 1970. — № 6. — С. 4.

Происхождение, образование, военная служба код

Фотография молодого Алексия с отцом и братом

Могила матери и брата патриарха Алексия I на Новодевичьем кладбище Москвы

Был первенцем в семье камергера Императорского двора Владимира Симанского (1853—1929), у которого позже появились другие дети: Анна (1878), Андрей (1882), Филарет (1885), Александр (1887). Владимир Симанский служил в канцелярии московского генерал-губернатора, затем в Воспитательном доме; в 1891 году вышел в отставку, получив звание камергера и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего синода. Мать, Ольга Александровна (1857—1920) — дочь от первого брака дворянина, предпринимателя, мецената, славянофила Александра Пороховщикова с Варварой Приклонской, дочерью губернатора Костромской губернии Александра Приклонского. Сестра будущего патриарха, Анна Симанская (по мужу Погожева), после Великой Отечественной Войны стала монахиней киевского Покровского монастыря с именем Евфросиния.

Начальное образование получил дома. С 1888 до 1891 года обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 году был переведён в Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), директором которого в то время был монархист Владимир Грингмут. Обучение в этом заведении оказало значительное влияние на мировоззрение юноши, он сблизился с московским монархическим движением, а впоследствии, в 1908 году в Туле был избран председателем губернского отдела Союза русского народа.

Окончив лицей в 1896 году, поступил на юридический факультет Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны».

В 1899—1900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

Увековечение памяти

Мемориальная доска на доме 46/2 по Мясницкой улице в Москве

В честь посещения патриархом в 1949 году Покровского кафедрального собора и Иоанно-Златоустовского храма Астрахани внутри этих храмов установлены памятные доски.

Вскоре после кончины патриарха Священный синод в своём заседании 6 мая 1970 года имел суждение об увековечении памяти покойного патриарха Алексия, постановив, в частности, создать мемориальный музей в МДА (в здании чертогов) и издать 5-й, мемориальный том трудов патриарха; последний пункт постановления исполнен не был.

Имя патриарха носит Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, многие экспонаты которого являются дарами самого патриарха.

5 декабря 2007 года, к 130-летию со дня рождения патриарха, состоялось открытие мемориальной доски на доме № 46 по Мясницкой улице, где родился Сергей Симанский; в церемонии приняли участие патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков.

Детство и юные годы

Происходил Алеша Ридигер из немецкого дворянского рода, представители которого давно поселились в России и приняли православную веру. Ее по праву он считал родной, ведь отец мальчика был священнослужителем. Благочестивые родители часто привозили сына в Валаамский монастырь, где он начал помогать в алтаре. Уже тогда Алексей захотел отдать жизнь на служение Богу.

Окончив семинарию, талантливый юноша стал студентом Ленинградской духовной академии. В это же время начал служение священником в небольшом городке. Уже через несколько лет стал благочинным в Таллинской епархии. В 1959 г. принимает монашеский сан с тем же именем. Уже через 2 года будущий Патриарх Московский Алексий возводится в сан епископа.

Общественное служение и церковная карьера

С этого времени начинается его работа в составе многочисленных комитетов и делегаций. Епископ был сторонником того, что все христианские церкви мира должны действовать сообща, а не разделяться под разными предлогами.

Талантливый митрополит возводится сначала на Таллинскую, затем на Ленинградскую кафедру. Благодаря его усилиям церкви монахи вернулись на Валаам, открылся женский монастырь в Санкт-Петербурге. В 1989 г. становится народным депутатом СССР и начинает политическую деятельность. В следующем году умирает патриарх, и Алексий Ридигер становится Патриархом Московским и всея Руси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: