Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

“Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие – на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р Х, а другие – 1230-м годом” .

В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта .

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир , тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» . Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого – так, в рукописи XVII-XVIII века имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого .

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» . Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» .

Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века

11 маяXXкрестный ходгородского кафедрального Успенского собора

«Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» .

История Авраамия Болгарского

В древних писаниях летописцев содержится упоминание об Аврааме Болгарском. В данной летописи, упоминание о нем, как о человеке «иного языка», родом из города болгар.

Будучи богатым и знатным купцом, торговавшим в городах Поволжья, он полностью посвятил себя блаженным делам и Богу. Он помогал всем, кому нужна была помощь и не скрывал своей христианской веры, которую проповедовал повсюду, где бывал. Однако не всем пришелся по душе факт того, что богатый купец, болгарского происхождения проповедует Христианство, в особенности многих его соплеменников мусульман.

Выстояв перед всеми испытаниями, перенеся жестокие муки, Авраамий Болгарский не предал Иисуса Христа. Его избивали, томили в заключении, придавая нечеловеческим пыткам. Однако святой настолько был укреплен своей верой, что ничего не могло его заставить отказаться от Христианства. Он до конца своих дней остался, абсолютно непоколебим в своей вере и бескрайней любви к Иисусу Христу.

Мусульмане, озверев видя непреклонность в вере Авраамия Болгарского публично отвели его к берегам Волги и отсекли ему сперва руки, затем ноги и голову. Но христиане, с должным уважением и трепетом, похоронили тело страдальца на христианском кладбище.  Произошло это 1 апреля 1229 года. По писаниям тело святого было предано земле, погребено на христианском кладбище в городе Булгар.

Вскоре, у гроба Авраамия Болгарского стали происходить чудесные знамения, слух о которых пошел по всей православной Руси, ставшие поводом для почитания Святого мученика.

По преданию, мощи св. Авраамия Болгарского имеют особою благодатную силу исцелять больных, опекаться о больных детях. Авраамию Болгарскому молятся об успехе и покровительстве в предпринимательской деятельности и торговли.

Издавна существует  молитва Святому Авраамию Болгарскому об успехе в торговле и предпринимательстве, об опеке над больными детьми.

Чудеса по молитвам

Необычные явления начали происходить сразу после кончины святого. Есть свидетельства, что молящиеся избавлялись от глазных болезней в XVII веке — таких случаев порядка шести, они зафиксированы в храмовой книге.

Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому
Икона святого Авраамия Болгарского

Современники отмечают, что после посещения источника и раки с мощами, им удалось избавиться от тяги к наркотическим веществам, ушли болезни, разрешились спорные ситуации. Все это говорит о том, что святой Авраамий слышит молитвы людей и предстательствует об их благополучии перед Всевышнем.

Но в первую очередь, в свершении чуда играет вера человека. Без этого молитва превращается в пустой набор слов и не будет услышана.

Житие святого мученика

Сведений о жизни святого мученика сохранилось крайне мало. Известно, что он жил в Булгарии на рубеже XII-XIII веков. Волжские булгары являются прямыми предками современных чувашей и казанских татар. Во времена набегов ханских орд булгары утратили свою народность и ассимилировались с монголо-татарами. Поэтому исследователи предполагают, что святой Авраамий с детства воспитывался в духе магометанской веры.

Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому
Мученик Авраамий Болгарский, чудотворец

По роду занятий Авраамий был купцом. Он унаследовал от родителей большое денежное состояние и успешно занимался торговлей. Как его соотечественники, этот человек любил богатство и разного рода земные блага.

Но было и то, что отличало его от остальных людей — это сострадательность к малоимущим и желание помогать ближним. Авраамий жертвовал часть своих богатств беднякам и странникам.

Путь к христианству

Тесные торговые взаимоотношения с русскими купцами сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе святого. Он часто бывал в русских городах и очень заинтересовался христианством.

  • Глубоко проникшись смыслом православной веры, мужчина принял крещение и получил имя, с которым был вписан в летописи последующих веков — Авраамий. С этих пор его стала одолевать все большая печаль по поводу того, что земляки не знают истинного Бога и от этого происходит распущенность нравов и всеобщая неустроенность.
  • Авраамий начинает вести благочестивый христианский образ жизни и проповедовать веру Христову. Как-то раз, приехав на ярмарку в город Великий Булгар, святой начал свою евангельскую проповедь, чем очень удивил мусульманских соплеменников. Как купец, он был известен широкому кругу людей. Но никто не мог предположить, что этот человек больше не исповедует ислам, и, более того, призывает других перейти в православие.
  • Поначалу его уговаривали отречься от христианства. Увидев, что святой остается непреклонен в своем решение, булгарцы начали раздражаться и угрожать отнять все имущество. Но для Авраамия все земное перестало иметь большое значение. В ответ он заявил, что не пожалеет ради Христа и жизни.
  • Вызвав подобными заявлениями гнев народа, мученик подвергся жестокому избиению. Как свидетельствуют записи в летописях, на теле этого великого мужа не осталось ни одного живого места. Но и это не сломило его духа. Жители Булгара решили заточить Авраамия в темницу. Много дней он томился в заключении, истязаемый пытками. Не предав и в такой тяжелый период православие, святой еще больше укрепился в вере в Бога.

Окончательно рассвирепев, булгарцы схватили Авраамия, отвели его за город на берег Волги и четвертовали. Произошло это 1 апреля 1229 года. Русские купцы забрали тело убиенного и погребли на кладбище для христиан в Булгаре.

Исчезновение мощей

После этого на город обрушилось страшное бедствие — произошел пожар, который уничтожил большую часть поселения. А возле колодца, где был казнен святой, забил источник. По преданию, от воды из этого ключа начали получать исцеление больные и немощные. Первым, кто избавился таким образом от недуга, был человек исламского вероисповедания.

Спустя год булгары обратились к владимирскому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о заключении мира. Как известно, на тот момент волжские булгары шесть лет воевали с Русью. Одним из требований благоверного князя стало перенесение мощей святого в Княгинин монастырь.

Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому
Ковчег с частицей мощей святого Авраамия Болгарского в Княгинином монастыре

Условие было выполнено, и 9 марта 1230 года рака с мощами была торжественно перевезена. На подступах к городу процессию встречал сам князь с супругой и архиереями. В дореволюционные времена в Болгар был отправлен образ святого с частицей мощей и старая деревянная рака.

Но с приходом к власти большевиков, все это было безвозвратно утрачено. Также изъятию подверглись и мощи, находящиеся в монастыре. Их передали на хранение в Ивановский музей в 1931 году. Последнее упоминание об «экспонате» встречается в 1954 году в акте о вещах, не представляющих исторической ценности.

О нынешнем местонахождении мощей святого ничего не известно. Удалось сохранить лишь фалангу пальца правой руки, которую настоятельница обители Олимпиада Медведева отдала на хранение жительнице города Владимир как раз накануне изъятия. После распада СССР, в 1992 году эту частицу передали епископу Евлогию.

Молитва Авраамию Болгарскому Чудотворцу

С вятый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу.

Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией.

Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Д несь, благовернии людие, сошедшеся, восхвалим добляго сего мученика и страдальца Аврамия, сей бо, укрепляемь силою Божиею, душу свою положи за Христа, много пострадав от зловерных болгар. Сего ради от Господа венец прият и ныне предстоит Ему и молится о граде сем и о всех нас, чтущих память его.

У крепився, славне, любовию Господнею и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне, посрамил еси диаволя коварствия и пострадал еси даже до смерти, и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие, и оружником храбротаинник и участник Божия благодати.

Я ко многоценное сокровище, принесено бысть от Болгарския страны во град Владимир пречестное тело твое, мучениче Авраамие, имже подаеши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений, предстоя на Небеси Христу Богу и моля Его о спасении душ наших.

В еличаем тя, страстотерпче святый Авраамие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Объявление

Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому

Кому нужен красивый, современный, адаптивный под различные устройства сайт или красивый, анимированный баннер пишите через форму обратной связи или в ВК

Ваше творчество

Акафист святому мученику Аврамию Болгарскому

Приглашаем вас принять участие в творческом проекте!

Нашли в интернете хорошее стихотворение о Вере, о Боге? Пришлите его нам, мы опубликуем его на сайте.

Пишите стихи? Присылайте их нам, опубликуем! Тема стихов в первую очередь должна быть о Боге, Вере, жизни, любви, так же можно присылать и на другие темы, если они не противоречат тематике сайта.

Напишите свою историю, как вы пришли к Богу! Присылайте их нам, опубликуем!

Если присылаете свои стихи или свою историю, то напишите свое имя и фамилию (укажем его в статье).

Использованные материалы

  • Журавский, А. В., Романова, А. А., “Авраамий Болгарский” / Православная Энциклопедия:

  • Страница календаря на портале Православие.ru:

  • Страница сайта о финифти и миниатюрной живописи Майи Каменской MROSSO:

    (использована икона)

  Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 марта, подробнее см. раздел “Почитание”. В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ – Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. – С. 18 (6 марта)

  Память второго перенесения мощей в 1711 году.

  Кавелин, 104.

  РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313

  Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным

  святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.

  Летопись по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 – ; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский († 1229) / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. – Кн. дополнительная 2 . – М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. – С. 506, ; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. – М.: Сибирская благозвонница, 2011. – Т. 1. – С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала “Странник” (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 – 190, ) и архим. Сергий (Спасский), “Полный месяцеслов Востока”, т. II, стр. 60,

  “26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля – «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта – «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г Владимир»”. – Игорь Алексеев, “Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.” –

  Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. – Т. XXIII. – Вып. 6. – Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. – С. 424. Цит. по Игорь Алексеев, “Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.” –

  Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. – С. 18 (6 марта)

  Таково мнение Голубинского, Е. Е., 62). Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не ранее XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском – Лаврентьевская летопись [[XIV в.; ПСРЛ, т. 1, стб. 452-453.

  ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.

  «Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» – РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.

  к началу XX века список был утрачен.

  Малов, 4

  Филимонов, 50

  Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка, Казань, 1879, 5-7, 28-32.

  Известия по Казанской епархии, 1899, № 9, 383-387.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: