Православная электронная библиотекаВ помощь кающимся

О безумной гордости

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете.

Начало гордости – конец тщеславия; середина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое .

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и сам ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и отнеси к своему тщанию; ибо и тело не твое, а творение Божие.

Бог гордым противится (Иак. 4:6); кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16:5); кто же может очистить его?

Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба.

Основные проявления страстей

Каждая из страстей не в одном виде проявляется. Так, чревоугодие бывает трех видов: пожелание есть прежде установленного часа; ищет многоястия до объедения, не разбирая качеств пищи; требует лакомой пищи. Отсюда беспорядочное ястие, походя, обжорство и сластолюбие. От этих трех происходят разные злые недуги в душе: от первого рождается досадование на монастырский устав – от этого досадования возрастает недовольство жизнью в монастыре до несносности, за которой скоро следует обычно и бегство из монастыря; от второго возбуждается плотская похоть и сладострастие; а третье ввергает в сребролюбие и не дает места нищете Христовой.

Блудной страсти три вида: первый совершается чрез смешение одного пола с другим; второй производится без смешения с женщиной, за который от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды (Быт. 38:9-10), и который в Писании называется нечистотой; третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Эти три вида блаженный апостол Павел указал в следующем стихе: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту… злую похоть» (Кол. 3:5).

Сребролюбия три вида: в первом оно не дает отрекающемуся от мира обнажиться от всякого имущества; во втором оно заставляет того, кто все уже раздал бедным, снова приобретать такое же имущество; в третьем оно разжигает желание к приобретениям и того, кто ничего прежде не имел.

Три вида и гнева: первый тот, который пылает внутри; второй тот, который прорывается в слово и дело; третий тот, который горит долгое время и называется злопамятством.

Печали два вида: первый посещает по прекращении гнева или причиняется нанесенными убытками и потерями и неисполнением желаний; второй происходит от опасений и страхов за свою участь, или от неразумных забот.

Уныния два вида: один ввергает в сон, а другой гонит из келий.

Тщеславие хотя многовидно, однако же главных у него два вида: в первом превозносимся плотскими преимуществами и видимыми вещами; а во втором – духовными.

Гордости два вида: первый – презрение ближних; второй – приписывание себе добрых дел.

Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий, впрочем, не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость; в ином властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им.

Поэтому нам надобно вести брань с этими страстями так, чтобы всякий, открыв, какая страсть особенно вредит ему, против нее направлял и борьбу, употребляя всякое старание и заботу для наблюдения за нею и подавления ее, против нее направляя копья ежедневных постов, в нее бросая ежеминутно стрелы сердечных стенаний и воздыханий, и непрестанно проливая слезы в молитве к Богу о прекращении мятущей его брани.

Когда одержишь победу над одной или несколькими страстями, не должно тебе превозноситься сей победой. Иначе Господь, увидев надмение сердца твоего, перестанет ограждать и защищать его, и ты, оставленный Им, опять начнешь быть возмущаем той же страстью, какую победил было при помощи Благодати Божьей. И пророк не стал бы молиться: «не предай, Господи, зверям душу, горлицы Твоей» (Пс. 73:19), если бы не знал, что возносящиеся сердцем опять предаются страстям, которые они победили, чтобы те смирились.

ТРИ ИСТОЧНИКА ГРЕХА

Когда пред человеком предстаёт соблазн, искушение грехом, то исходит обычно это искушение из трех источников:

  1. от собственной плоти человека,
  2. от мира и 
  3. от диавола.

Что касается плоти человека, — то совершенно несомненно, что она во многих отношениях является гнездилищем, источником противонравственных предрасположений, стремлений и влечений. Прародительский грех — это печальная общая наша склонность к греху, наследственность от грехов наших предков и наши личные греховные падения — все это, суммируясь и взаимно усиливаясь, и создает в нашей плоти источник искушений, греховных настроений и поступков.

Еще чаще источником соблазна является для нас окружающий нас мир, который, по слову апостола Иоанна Богослова, «весь во зле лежит» (1 Иоан. 5:19), и дружба с которым, по слову другого апостола, есть вражда с Богом (Иак. 4:4). Соблазняют окружающая среда, окружающие нас люди (в особенности, намеренные, сознательные соблазнители и развратители молодежи, о которых Господь сказал, «если кто соблазнит одного из малых сих — лучше ему, чтобы повесили ему мельничный жернов на шею, и утопили бы в пучине морской»). Соблазняют внешние блага, богатство, комфорт, безнравственные танцы, грязная литература, бесстыдные «наряды» и т. д. — все это, безусловно, смрадный источник греха и соблазна…

Но главным и коренным источником греха является, конечно, диавол — тот о ком апостол Иоанн Богослов сказал: «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). Борясь с Богом и Его правдой, диавол борется и с людьми, стремясь погубить каждого из нас. Особенно явно, зло и непосредственно — лично, боролся он со святыми (даже дерзнул искушать самого Господа Иисуса Христа), как мы видим в Евангелии и в Житиях Святых. Нас — немощных и слабых — Господь ограждает Своею силою от тех лютых искушений, которым подвергались от диавола сильные духом угодники Божии. Однако и нас он не оставляет без внимания, действуя через соблазны мира и плоти, делая их более сильными и заманчивыми, а также искушая разного рода греховными мыслями. (В последние же годы его злое влияние, помимо всего прочего, в особенности сказывается в эпидемии разного рода самоубийств). Поэтому aпостол Петр диавола сравнивает с рыкающим львом, который ходит вокруг нас «Ища кого поглотить…» (1 Петра 5:8).

Конспект по нравственному богословию
(По книге «Христианская Жизнь» прот. Н. Вознесенского)

 

Назад к списку

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии – умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей – средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство – неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние , которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие – страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев – страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) – страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние – психологическое состояние , при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие – страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость – грех , функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.

Любовь

Изменение во время молитвы страха Божия в
любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным
отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к
Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение
в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого
духовного видения предпочтение себе всех ближних,
благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним
братская, чистая, ко всем равная, радостная,
беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела.
Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение
духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении
(Св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств
при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка.
Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума.
Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая
грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение
всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие.
Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не
могущих изобразиться в уме.

Сладость и обильное утешение при скорбях.
Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и
уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ

Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят, ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено, но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство. Часто, помрачив ум, сего владыку, он побуждает и заставляет нас и пред людьми делать то, что одни только сумасшедшие делают. Когда же, спустя несколько времени, ум истрезвится, тогда мы стыдимся не только видевших наши бесчинные действия, но и самих себя, за непристойные наши поступки, разговоры и движения, и ужасаемся о прежнем нашем ослеплении; почему некоторые, рассуждая о сем, нередко отставали от этого зла.

С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.

Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей.

См. ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ,

Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены и умерли двоякою смертью. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся.

Кто служит своему чреву и между тем хочет победить духа блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.

По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями.

В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение, подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле, и смотрит на мертвые тела, как на бездушные камни. Страждущий сие делается как бы безумным и исступленным, будучи упоен всегдашним страстным желанием словесных и бессловесных существ, так что если бы не прекращались дни сей мучительной брани, то не могла бы спастись никакая душа, одеянная в сие брение, растворенное кровью и мокротами. Да и может ли быть иначе? Ибо все существующее по природе своей ненасытно желает сродного себе: кровь – крови, червь – червя и брение – брения; а потому и плоть сия желает плоти, хотя понудители естества и желатели Царства Небесного и покушаются прельщать сию прелестницу различными ухищрениями. Блаженны не испытавшие вышеописанной брани. Итак, будем молиться, да избавит Он нас навсегда от такого искушения. Поползнувшиеся и падшие в сей ров далече отстоят от восходящих и нисходящих по оной лествице Ангелов; и к такому восхождению, после падения, потребны для них многие поты со строжайшим пощением.

Услышим и о другом коварстве наших врагов. Как снеди, вредные для тела, по некотором времени, или день спустя, производят в нас болезнь, так весьма часто действуют и причины, оскверняющие душу. Видел я наслаждающихся и не вдруг боримых; видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами, и в то время не имеют никакого худого помышления; но когда они обольстились самонадеянностью и возмечтали, что имеют мир и утверждение, то внезапно подвергались погибели в своей келии; а какая это погибель, телесная и душевная, которой человек может подвергаться один, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно.

Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ

Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18,11).

Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.

От гордости происходит забвение согрешений; а память об них есть ходатай смиренномудрия.

Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает.

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.

Соединение страстей в цепочку

Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой особым некиим сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, он печали уныние. Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия. И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается; чтобы истребить гордость, надобно подавить тщеславие. Но с теми шестью страстями они не соединяются родовым образом; ибо не от них рождаются, а, напротив, по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями. Впрочем, хотя эти восемь страстей в таком между собой находятся отношении, как теперь показано, однако же, при более подробном рассмотрении они разделяются на четыре союза: блудная похоть особенным союзом соединяется с чревоугодием, гнев со сребролюбием, уныние с печалью, гордость с тщеславием.

ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.

Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

Тать не любит солнца; гордый же уничижает кротких. (23, 35]

Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим.

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения.

Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желания
зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность.
Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие.
Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение.
Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни
соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд.
Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти
заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей
ступени развития своего, переходя в порочные состояния и
ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими
особенно и противными Богу.

ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его. Грех повредил все три основные способности или силы души: ум, чувство (сердце) и волю. Ум человека помрачился и сделался склонным к заблуждению (у римлян была поговорка: «еrrarе humanum est» — человеку свойственно ошибаться), и человек постоянно ошибается — и в науке, и в философии, и в своей практической деятельности. Быть может, более всего повреждено грехом сердце человека, — центр его переживаний и чувствований добрых и злых, печальных и радостных. И мы видим, что наше сердце затянулось тиной и плесенью греха, утратило способность чувствований чистых, духовных и христиански-возвышенных. Вместо этого оно сделалось склонным к усладам чувственности и земным привязанностям, а также заражено тщеславием и иногда поражает полным отсутствием любви и благожелательности к ближнему.

Но, конечно, более всего повреждена и скована грехом наша воля, как способность действования и осуществления намерений человека. В особенности человек оказывается бессилен в своей воле там, где нужно осуществить истинное христианское добро — хотя бы он и хотел этого добра… О таком печальном бессилии воли Ап. Павел говорит в послании к Римл. 7:19. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» И потому-то о человеке грешнике Христос Спаситель сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8:34), хотя — увы! — самому грешнику служение греху часто кажется свободой, а борьба с сетями греха — рабством…

Труды святителя Игнатия Брянчанинова

  • “В помощь кающемуся” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Понятие о ереси и расколе” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Слово первое в неделю Цветоносную” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Высказывания об исламе и мусульманах” (извлечённые из писем святителя) – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Аскетические опыты. Том первый” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Аскетические опыты. Том второй” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Слово о человеке” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Слово о чувственном и о духовном видении духов” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Слово о смерти” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Прибавление к “Слову о смерти”” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Слово об ангелах” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Аскетическая проповедь” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Приношение современному монашеству. Правила наружного поведения для новоначальных иноков” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Отечник” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Избранные письма. Письма к монашествующим” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Избранные письма. Письма к монашествующим (продолжение)” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Избранные письма. Письма к мирянам” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Избранные письма. Письма к мирянам (продолжение)” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Избранные письма. Письма к родным и друзьям” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Переписка с игуменом Антонием Бочковым” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Переписка с игуменом Дамаскином” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Переписка с игуменом Иларием” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма графу Д.Н. Шереметеву” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к А.С. Норову” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к архимандриту Игнатию Васильеву” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к Преосвященному Леониду Краснопевкову” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к С.И. Снессоревой” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма Н.Н. Муравьеву-Карскому” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к иноку Леониду” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к монаху Иоанникию (в схиме Леониду)” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к монаху Ювеналию Половцеву” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к С.А. Танееву” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к художнику К.П. Брюллову” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письмо к Оптинским отцам и братиям” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к преподобному Антонию Путилову” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма к преподобному Моисею Путилову” (продолжение) – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма преподобному Леониду Наголкину” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Письма преподобному Макарию Иванову” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Литературно-поэтические сочинения. Заметки о творчестве” – святитель Игнатий Брянчанинов
  • “Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни” – святитель Игнатий Брянчанинов

Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве.
Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда
особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб
не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание
своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они,
без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся
превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от
живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное
обвинение и укорение себя. Правота и прямота.
Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание
таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять
себя миру и страстям, стремление к этому распятию.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по
принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие
буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как
непотребной перед Богом (Лк. 16:15). Оставление
словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в
Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие
разума евангельского. Низложение всякого помысла,
взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное
рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая
себе от других раболепства, готовая на небо взыти и
уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к
деньгам, соединенная большею частью с неправедными
приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына,
расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к
различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на
страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем
избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе
беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

УМОИССТУПЛЕНИЕ

Наказание гордому – его падение, досадитель – бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно.

СТРАХ, БОЯЗЛИВОСТЬ

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней.

Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься.

Страх есть пред воображаемая беда; или иначе – страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее в представлении неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.

Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.

Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она соста-реется вместе с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки и бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего, ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он будет во веки веков покрывать тебя.

Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело, а когда приступает Ангел, тогда радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву, ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.

См. ТЩЕСЛАВИЕ

ОСКУДЕНИЕ ЛЮБВИ

По мере оскудения любви бывает в нас страх, ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душевно.

Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления, ибо любы не мыслит зла (1Кор. 13, 15).

ЛИЦЕМЕРИЕ

Некоторые отроковицы грешат бесстыдно, а другие тайно и со стыдливостью, но предаются еще лютейшим порокам, нежели первые. То же можно видеть и в страстях бесчестия. Много тайно лукавых отроковиц, каковы: лицемерие, лукавство, печаль, памятозлобие и сердечная клевета, кои видимо представляют одно, а внутренне взирают на другое.

ЛОЖЬ

Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в
особенности к молитвенному. Оставление церковного и
келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и
душеполезного чтения

Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение

Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение
сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на
место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей.
Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих
подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей
Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия.
Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: