Владимир предлагает Вам запомнить сайт «Под прицелом»
Вы хотите запомнить сайт «Под прицелом»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Новые статьи
Россия научит Сирию бороться с терроризмом в Интернете

Россия научит Сирию бороться с терроризмом в Интернете

Россия научит Сирию бороться с терроризмом в Интернете Стало известно, что Российская Федерация будет помогать правительству Сирии бороться с террор

19 янв, 20:01
0 0
Позывной «Тайга» — как пенсионер из Полтавы уничтожал украинскую авиацию

Позывной «Тайга» — как пенсионер из Полтавы уничтожал украинскую авиацию

Позывной «Тайга» — как пенсионер из Полтавы уничтожал украинскую авиацию В дни самых кровавых боев на Донбассе вопрос победы или поражения, равно ка

19 янв, 19:49
0 0
Долина Мария Ивановна

Долина Мария Ивановна

Советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Родилась 18 декабря 1922 года в деревне Шаровка в семье крестьянина. Окончила 8

19 янв, 19:19
0 0
Читать

Гиперзвук или на испуг: Что красиво на бумаге, не всегда хорошо на практике

развернуть

Гиперзвук или на испуг: Что красиво на бумаге, не всегда хорошо на практике

Гиперзвук или на испуг: Что красиво на бумаге, не всегда хорошо на практике

Когда распался Советский Союз, страна захлебнулась в потоке самой разнообразной информации. При этом многочисленные проекты и перспективные разработки вдруг потеряли гриф «секретно», а о надобности того или иного оружия стали рассуждать дилетанты, не имеющие необходимых знаний.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Если бы подобная гласность существовала в СССР, то высока вероятность, что такие проекты, как многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран», так бы и остались на бумаге. Не стали бы создавать и «Спираль». Или взять, к примеру, самолет Т-4, титановую «Сотку». Вовремя спохватились, сэкономив огромные деньги. А сколько вложили средств в разработку ядерных силовых установок для самолетов, и все впустую. Не лучше обстояло дело и с проектом пассажирского Ту-144. Правда, из всех этих проектов что-то извлекли полезное, но эта малость не окупала вложенных затрат.

Таких примеров, связанных с ненужными или не имеющими практического применения разработками, можно найти немало не только в авиастроении, но и в других областях. Но самым неприятным является то, что вроде бы образованные люди не желают учиться на ошибках прошлого, предлагая и поддерживая вредные для страны идеи.

Одно дело проводить исследования, направленные на обеспечение перспективных разработок, а другое, сходу «брать быка за рога», запуская в серийное производство экспериментальные образцы, не выдержавшие испытание. Главным источником таких нелепых решений была политика, но она, похоже, и сегодня одолевает умы некоторых специалистов. А прессе остается лишь раздувать брошенные известными личностями слова.

НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Последнее время все чаше можно услышать рассуждения о гиперзвуковых летательных аппаратах. О полетах, со скоростью в пять и более раз превышающую звуковую, начали говорить в специальной литературе свыше полувека назад, причем на полном серьезе, когда мы еще толком не имели представления даже о сверхзвуковых скоростях. Рассматривались различные схемы силовых установок и самих летательных аппаратов (ЛА), даже пытались что-то моделировать на наземных стендах и в полете. Но до полномасштабной реализации гиперзвуковых проектов за прошедшие десятилетия дело не дошло. Единственными ЛА, летающими с гиперзвуковой скоростью, до сих пор являются спускаемые космические аппараты и головные части межконтинентальных баллистических ракет, но они даже косвенного отношения к авиастроению не имеют.

Конечно, можно сослаться на полеты экспериментального американского самолета Х-15, а также космических аппаратов «Спейс шаттл» и «Буран», но при этом следует уяснить, что продолжительность их полета с гиперзвуковой скоростью исчисляется минутами. Зато появляются разного рода сенсационные сообщения, лишь подстегивающие гонку вооружения.

СУДЬБА МиГа

Не так давно в Государственной думе РФ проходили слушания о возобновлении серийного производства истребителя-перехватчика МиГ-31, казалось бы, не имеющего к этому никакого отношения. Этот самолет завершил эволюцию семейства Е-15 ОКБ А.И. Микояна. Правда, задачи, стоящие перед ним, еще актуальны, но уровень технологии машиностроения, на которой он основывался, ушел в прошлое. Это породило разговоры о создании нового истребителя-перехватчика. Его даже окрестили как МиГ-41, и некоторые издания тиражируют гипотетические рисунки будущей машины. Впрочем, как показывает опыт, на деле новая машина обычно получается совсем с другим обликом, более приближенным к земному, чем это подается в СМИ.

При этом заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур в феврале 2014 года, комментируя сообщение депутата Госдумы Александра Тарнаева о разработке в России МиГ-41 на базе МиГ-31, в интервью РИА Новости сообщил, что новейший истребитель-перехватчик МиГ-41 должен летать со скоростью, превосходящей звуковую не менее, чем в 4–4,3 раза, то есть близкой к гиперзвуковой. Только мало кто задумывается о том, что дадут перехватчику эти лишние 1000 км/ч? Если это правда, а не дезинформация, то новый «МиГ» может стать реальностью не ранее 2030 года.

Заявление Квочура последовало после публикации в американском журнале Aviation Week & Space Technology от 1 ноября 2013 года статьи Гая Норриса под названием Exclusive: Skunk Works Reveals SR-71 Successor Plan о разработке компанией Lockheed Martin перспективного высотного разведчика SR-72 с турбопрямоточными двигателями, способного совершать полет со скоростью, в 5,5–6 раз превосходящую звуковую. Его первый летный образец планируется поднять в воздух в 2020 году. Но американский проект относить к разряду ударных не стоит, он будет таким дорогим, что если дело и дойдет до серийного производства, то за океаном ограничатся выпуском не более десятка машин, в лучшем случае.

Не представляется возможным реализовать в обозримом будущем и российский проект. Такие самолеты будут чрезвычайно дороги и намного сложнее МиГ-31, поскольку придется решать многочисленные проблемы, связанные с созданием турбопрямоточных двигателей (это самые наукоемкие агрегаты в самолетостроении) и с охлаждением очень теплонапряженных элементов конструкции планера, нагревающихся от трения о воздух до 500–600 градусов Цельсия (предел для титана), и обеспечением жизнедеятельности экипажа.

ПОДЗАБЫТЫЙ «ХОЛОД»

Да, в нашей стране наука не стоит на месте, и имеется определенный опыт по созданию прямоточных воздушно-реактивных двигателей, в том числе и предназначенных для полета с гиперзвуковой скоростью (ГПВРД). В «НВО» об этом неоднократно сообщалось. В частности, рассказывалось о совместном создании в 1970-е годы Химкинским КБ «Факел» и ЦИАМ гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) «Холод». Ее основой стала зенитная ракета 5В28 комплекса С-200В. При этом на носовой части изделия 5В28 разместили экспериментальный ГПВРД Э-57. По сообщениям СМИ, исследования прошли успешно и был получен бесценный экспериментальный результат.

Но одно дело, ГПВРД, а другое дело – комбинированная турбопрямоточная силовая установка, поскольку самолет должен взлететь с аэродрома, разогнаться до скорости не менее 3 тыс. км/ч, а затем в работу должны вступить ГПВРД, а ТРД – отключиться. Подобные силовые установки рассматривались инженерами полвека назад, но они так и не появились. Нельзя исключать, что для гиперзвукового ЛА, самостоятельно взлетающего с аэродрома, придется создавать еще более сложные двигатели, в том числе переменного цикла.

Еще одной сложнейшей задачей, стоящей перед создателями боевой машины, станет безопасный старт ракет из грузового отсека в высокоскоростную среду, поскольку на внешней подвеске гиперзвукового носителя размещать их просто невозможно, опять же из-за аэродинамического нагрева, да и сопротивление они будут создавать столь огромное, что об экономике придется забыть. То, что хорошо на бумаге, не всегда хорошо на практике.

В качестве примера приведу температуру поверхности самолета SR-71 при полете на крейсерском режиме со скоростью, соответствующей числу М=3. Температура передних кромок и внутри воздухозаборника – приблизительно 427 градусов Цельсия, а на наружной поверхности обшивки в области форсажных камер двигателей – почти 600 градусов.

Вспомните слова А.Н. Туполева, брошенные суховцам по поводу Т-4: «Вы хотите разорить страну?». Время подтвердило правоту Андрея Николаевича, поскольку его место занял более простой и дешевый бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3.

И ВНОВЬ НА ГРАБЛИ

Можно, конечно, вернуться к стальному корпусу, подобного тому, что использовали на МиГ-25, или к тонкостенным конструкциям «Стальных» самолетов 1930-х годов. И наверняка эти конструкции должны быть охлаждаемыми, особенно это касается их самых теплонапряженных узлов. Но будет ли при этом достигнут конечный результат, неизвестно.

В 1958 году мы уже наступали на почти «гиперзвуковые грабли», когда военные хотели увидеть перехватчик Е-155, летящий со скоростью 4 тыс. км/ч на высоте от 30 до 50 км, и осуществлять перехват любой воздушной цели на рубеже 140–170 км. К счастью, такой цели не оказалось, и вовремя одумались.

Гиперзвуковая скорость в авиастроении не за горами. Но столь скоростными делать надо не пилотируемые аппараты, а беспилотные разведчики и боевые ракеты. Но и здесь есть «подводные камни»: к примеру, как защитить от того же нагрева ядерную боевую часть. А без нее в будущей войне не обойдешься, несмотря на огромный запас кинетической энергии быстродвижущейся ракеты. Да и стартовать такие изделия, вероятно, будут не с гиперзвуковых, а сверхзвуковых пилотируемых самолетов-носителей, и это направление вполне реально.

Правда, даже в этом качестве создать подобные изделия будет не просто, и на это уйдет не одно десятилетие. Один лишь пример: на разработку крылатой сверхзвуковой ракеты Х-31 при активном ее финансировании понадобилось свыше 20 лет, работы шли с 1977 года.


Let's block ads! (Why?)


Источник →

Опубликовано 12.01.2018 в 05:18

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Пореченков о свидомых. И доб…

Пореченков о свидомых. И добавить нечего.

10 июл 16, 14:36
+2832 982
Ответ крымчанки всем украинцам

Ответ крымчанки всем украинцам

17 янв 16, 11:29
+2366 751
Секретный приказ по России

Секретный приказ по России

19 фев 16, 12:50
+1231 333
Самая неважная новость дня

Самая неважная новость дня

15 июл 16, 15:00
+951 275
Настоящий ас

Настоящий ас

29 июл 16, 12:18
+924 244
Россия долго запрягает, но у…

Россия долго запрягает, но уж если запрягла…

9 сен 15, 11:53
+858 305
Вы хотите нас победить?

Вы хотите нас победить?

9 май 16, 20:42
+813 231
Видишь эту звезду героя? Я п…

Видишь эту звезду героя? Я получил ее после четвертого представления

5 авг 16, 09:17
+671 179
Когда Швейцария выплатит Рос…

Когда Швейцария выплатит России многомиллиардный долг?

7 июл 16, 07:23
+612 228
NHK: «Новые русские ракеты «…

NHK: «Новые русские ракеты «Одуванчик» — кошмар для Европы, США и Японии»

16 май 17, 08:42
+576 61
Обыкновенное предательство

Обыкновенное предательство

31 май 17, 10:22
+515 18
Монах, предсказавший войну в…

Монах, предсказавший войну в Донбассе, раскрыл ее финал и «страшный удар», а также судьбу Украины и России

20 окт 17, 05:01
+512 109
Необычное пророчество: Пасто…

Необычное пророчество: Пастор из Риги направил письмо Владимиру Путину с предсказанием судьбы России

6 ноя 16, 13:16
+491 105
Найди здесь украину

Найди здесь украину

29 май 17, 08:13
+460 44
Россия взяла под защиту небо…

Россия взяла под защиту небо над республиками Донбасcа

14 май 17, 11:52
+460 169
Почему Россия спасает Сирию,…

Почему Россия спасает Сирию, а не Украину

23 сен 15, 10:36
+459 236
Пророчество Муаммара Каддафи…

Пророчество Муаммара Каддафи. Европе угрожает «библейское переселение народов»

17 июл 17, 11:47
+449 19
Открытое письмо президенту Р…

Открытое письмо президенту Российской Федерации ПутинуВ.В. от Одесситки

27 сен 16, 12:16
+430 263
Американцы в шоке!

Американцы в шоке!

16 июл 17, 11:03
+427 80
Фоторепортаж: Самая сильная …

Фоторепортаж: Самая сильная армия Европы

16 фев 16, 10:58
+410 403

Люди

35434 пользователям нравится сайт armij.ru

Последние комментарии

VV949
Юрий Грохотов
Юрий Грохотов